Top.Mail.Ru
lifestyle

Современное искусство: как разобраться и даже начать инвестировать?

Илл.: Юрий Уляшев, «Ну, догони» (фрагмент) Илл.: Юрий Уляшев, «Ну, догони» (фрагмент)

Русский авангард считается направлением, которое оказало наибольшее влияние на современнное искусство во всем мире. А в чем измеряется это влияние? Ответ простой — ценовыми рекордами на полотна Малевича и Кандинского на всех мировых аукционах, где они выставляются. 

Финансовые показатели, которых достигает произведение искусства в процессе публичных торгов, — яркий индикатор интереса, востребованности и популярности и конкретного художника, и арт-направления в целом. И с этой точки зрения русский авангард — явный и безоговорочный лидер.

Есть несколько особенно выразительных примеров. В 2014 году в одном из старейших аукционных домов Sotheby’s продали картину советской авангардистки Варвары Степановой «Фигура с гитарой» примерно за 2,8 млн долларов, а двумя годами позже «Конструкция № 95» Александра Родченко была реализована за 3,6 млн фунтов.

Картины Василия Кандинского часто попадают в перечни самых дорогих в мире. Последний рекорд был установлен уже в сложные в плане международной обстановки времена — в марте 2023 года. На том же Sotheby’s стоимость полотна Кандинского «Вид на Мурнау с церковью II» превысила 37 млн фунтов.

А однозначным (и пока недосягаемым) рекордсменом был и остается Малевич. В 2018 году на аукционе Christie’s его «Супрематическая композиция» ушла почти за мифические 85,8 млн долларов. Это картина со сложной историей. С 1916 года она побывала на всех крупных выставках Малевича, а в 1927-м художник повез ее в числе других работ в Варшаву и Берлин. Он был вынужден вернуться в СССР раньше задуманного времени и попросил сохранить полотна секретаря Союза берлинских архитекторов Хуго Херинга. Малевич рассчитывал приехать за ними через год, но ситуация изменилась, картины остались в Германии, а потом переехали в США. Позже «Супрематическую композицию» вернули наследникам, и она начала шествие по аукционам. В 2000 году ее стоимость составила 17 млн долларов, в 2008-м — около 60 млн. Рост цены на произведение прослеживается очень четко.

Я победилИлл.: Юрий Уляшев, «Я победил»

Может появиться мнение, что высокие аукционные цены — это результат умелого менеджмента на быстрой волне популярности. Однако в случае Кандинского и Малевича они действительно показывают масштаб влияния русского беспредметного искусства на художников всего мира. Известный искусствовед Паола Волкова обращала внимание на то, что супрематизм нес особую энергетику цветоформ. Цвет впервые оказался больше не привязан к конкретному объекту, а именно форма стала единицей высказывания. Искусство, свободное от рамок, воплощающее мир в наборе простых фигур, зазвучало по-новому.

А что в наши дни?

Язык супрематизма оказался универсален, геометрический абстракционизм как никогда актуален. Говорить о мире и человеке сегодня помогает новое прочтение легендарных арт-направлений. Так, идеи Кандинского и Малевича нашли отражение в картинах современного художника Юрия Уляшева.

Художник фактически повторяет творческий путь Энди Уорхола. Работа Юрия долгое время была связана с рекламной индустрией и созданием смыслов, изобразительные средства в этой индустрии часто стремятся к беспредметности. Вспомните логотипы известных брендов — многие из них представляют собой простейшие геометрические фигуры, в которые создателями заложена смысловая и эмоциональная нагрузка.

Такую же работу с образами художник проделал в картинах из серии «Родом из детства». Это художественные эксперименты в стиле ироничной эклектики, где происходит переосмысление традиций русского авангарда и супрематизма через соединение со знакомыми с детства образами поп-культуры.

Находка художника — соединение предметности и образности — является новым арт-направлением, которое активно приковывает интерес любителей современного искусства и коллекционеров.

«Формы Кандинского и Малевича на уровне графики, цвета и смысла дают возможность мечтать. Зрители видят в них что-то свое, и, так мы идем в сторону искренности, снимая все наносное, что нарастает на нас», — поясняет свою идею Юрий Уляшев.

Серию картин «Родом из детства» художник представит публике на персональной выставке «Трэш-авангард» в галерее современного искусства FINEART GALLERY.

«Художник неслучайно сводит в своем творчестве традиции русского авангарда и взгляд на современную культуру, подчеркивая очевидную, но важную мысль, что корни любого человека закладываются глубоко в детстве, а одним из проявлений визуального ряда детства являются любимые всеми герои мультипликации», — Анастасия Кузнецова-Руф, член Московского союза художников, президент артистического общества «Ассамблеи искусств», куратор выставки «Трэш-авангард» (входит в рейтинги лучших современных художников Forbes, ARTEEX, «Топ-100 признанных современных российских художников», привлекательных для инвестиций, по версии базы данных российского арт-рынка и аналитики InArt).

Открывая нового себяИлл.: Юрий Уляшев, «Открывая нового себя»

«Юрий Уляшев является прекрасным примером нового художника, активно ищущего свою дорогу в искусстве. Опираясь на традиции русского авангарда, Юрий экспериментирует с формой и пространством, вводя в полотна знаменитых мультипликационных персонажей, тем самым примиряя две различные эпохи и формируя собственный пластический язык», — Иван Коршунов, художник, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Трэш-авангард» (входит в рейтинги лучших современных художников Forbes, ARTEEX, «Топ 100 признанных современных российских художников», привлекательных для инвестиций, по версии базы данных российского арт-рынка и аналитики InArt).

Искусство постоянно развивается, предлагает новые направления, стили и формы. Современные художники заглядывают в будущее, опираясь на традиции предшественников. Сегодня Юрий Уляшев оригинально интерпретирует язык русского авангарда, и, кто знает, может быть, через несколько лет стоимость его картин на аукционах приблизится к ценовым рекордам отцов-основателей.

Выставка «Трэш-авангард» пройдет с 9 по 28 апреля в галерее FineArt Gallery по адресу: 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9, Москва (ЦСИ «Винзавод»).