По следам леди-босса

По следам леди-босса
12.03.2012

рейтинг успешных женщин
Споры о различии мужского и женского стары как мир. Не обошли они стороной и деловую сферу. Интернет пестрит советами, как женщине построить бизнес, как говорить с мужчиной-боссом, как совместить карьеру с "работой" мамы и т.д. Общее у всех этих рекомендаций одно: они изначально противопоставляют бизнесвумен бизнесменам.

Между тем опыт участниц нашего рейтинга - не важно, создавали ли они собственное дело с нуля или строили карьеру внутри компании, начиная с нижних ступеней иерархической лестницы, - показывает, что в бизнесе по большому счету нет ни гендерных различий, ни скидок на "слабость" пола. Профессионализм, трудолюбие, ответственность, постоянное саморазвитие, лидерские качества, умение разбираться в людях - вот что требуется успешному руководителю, вне зависимости от его пола.

Однако, по данным исследования, проведенного по заказу некоммерческого партнерства женщин-руководителей "Комитет 20" в 2010 г., почти в четверти (24%) российских компаний до сих пор сильны гендерные стереотипы и предвзятое отношение, а одним из основных внешних барьеров для построения женщиной карьеры является отказ руководителей в продвижении. Для сравнения: схожая ситуация встречается лишь в 5% иностранных компаний.

Но хотя большинство представителей бизнеса и ратуют за присутствие представительниц прекрасного пола на руководящих постах, на практике дело обстоит иначе. По данным того же исследования, лишь 4% опрошенных согласны видеть даму в качестве своего непосредственного шефа, в то время как у мужчины-босса сторонников на порядок больше.
Стоит отметить, что лояльность к начальнику или начальнице зависит в том числе и от сферы деятельности. Так, исследование рекрутингового портала Superjob.ru, целью которого было выяснить, представители каких специальностей предпочли бы видеть своим шефом мужчину, а каких - женщину, показывает, что PR-менеджеры, секретари, аналитики, журналисты, менеджеры по работе с клиентами и переводчики предпочитают в качестве руководителя мужчин, в то время как продавцам-консультантам, водителям, дизайнерам, бухгалтерам и учителям больше по душе начальницы.

Доля женщин-руководителей, сменивших компанию

 

2011 г.

2010 г.

2009 г.

покинули компанию

27%

26%

40%

пришли в компанию

38%

30%

40%

Источник: PwC в России/Ассоциация Менеджеров России

Конкурентные преимущества женщин при устройстве на работу

Уровень образования выше, чем у мужчин

2%

Готовы работать за меньшее вознаграждение

20%

Более работоспособны и трудолюбивы

26%

Среди кандидатов с необходимыми навыками преобладают женщины

42%

Источник: PwC в России/Ассоциация Менеджеров России

Справедливости ради отметим, что препятствием к построению успешной карьеры далеко не всегда становятся гендерные стереотипы руководства. Нередко сами женщины выстраивают внутренние барьеры на пути к продвижению. Так, согласно исследованию "Комитета 20", 42% женщин полагают, что их удел - семья, а работа - вторична, еще 40% считают работу и семью равно важными.

Но, несмотря на все преграды, доля женщин-руководителей в отечественных компаниях продолжает расти. По данным исследования "Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса", ежегодно проводимого компанией PwC и Ассоциацией менеджеров России, традиционно высока доля женщин среди главных бухгалтеров, эйчаров и финансовых директоров, а за последние пару лет вырос процент женщин на таких ключевых позициях, как председатель совета директоров, президент и генеральный директор.

Tор-50 влиятельных деловых женщин России

Место

Участница

Должность

Компания

Итоговый балл

1

Наталья Синдеева

генеральный директор

Телеканал "Дождь"

100,5

2

Виктория Петрова

заместитель генерального директора

"Базовый элемент"

94

3

Ольга Дергунова

член правления

ВТБ

86,42

4

Белла Златкис

заместитель председателя правления

Сбербанк России

86

5

Ольга Слуцкер

президент Русской фитнес-группы, президент сетей фитнес-клубов World Class и "ФизКульт"

Русская фитнес-группа

82,5

6

Елена Логинова

управляющий директор по работе с ключевыми клиентами

"Дойче банк"

81

7

Елена Андреева

президент

Холдинг охранных предприятий
"Агентство "Бастион"

80

8

Галина Цветкова

председатель совета директоров

Императорский фарфоровый завод

79,5

9-10

Ольга Плешакова

генеральный директор

"Трансаэро"

77,5

9-10

Лариса Каланда

вице-президент

НК "Роснефть"

77,5

11

Галина Вайсбанд

член совета директоров, вице-президент по управлению персоналом

"Хоум Кредит энд Финанс Банк"

76,83

12

Елена Мясникова

генеральный директор, председатель совета директоров

Издательский дом Sanoma Independent Media

76,17

13

Ольга Ускова

президент

Cognitive Technologies

75,42

14

Наталья Чумаченко

исполнительный вице-президент по развитию бизнеса
на массовом рынке

"Вымпелком"

75

15

Людмила Сапегина

председатель правления

КБ "Русский торговый банк"

74,5

16

Сирма Готовац

генеральный директор

СГ "Уралсиб"

72,75

17

Ирина Лихова

директор по управлению персоналом

"Мегафон"

72

18

Татьяна Шахнес

директор по связям с общественностью

LG Electronics

70,17

19-20

Екатерина Горохова

генеральный директор, вице-президент

Kelly Services CIS

68

19-20

Вера Нехода-Хан

генеральный директор

ЗАО "Байер"

68

21

Ольга Турищева

вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию

"Вымпелком"

67,83

22

Элла Стюарт

председатель совета директоров, главный управляющий директор

ГК BBDO Russia

67,33

23

Анна Артамонова

директор по маркетингу и PR, вице-президент

Mail.ru

65,33

24

Юлиана Слащева

президент

"Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями"

64

25

Наталья Касперская

генеральный директор

InfoWatch

63,25

26

Елена Башкирова

генеральный директор

"Башкирова и партнеры"

62,5

27

Наталья Ионова

вице-президент (работа с персоналом)

"Евраз груп"

61,83

28

Ольга Миримская

председатель совета директоров

"Русский продукт"

61

29-30

Вероника Боровик-Хильчевская

президент

"Совершенно секретно"

60,5

29-30

Екатерина Егорова

президент

ЦПК "Никколо М"

60,5

31

Мария Каменнова

генеральный директор "АйТи. Информационный менеджмент" и "БОСС-Референт"

ГК "АйТи"

60

32

Виктория Семенова

президент

"Белая Дача Цветы"

59,27

33

Екатерина Петелина

член правления

ВТБ

59

34

Светлана Баланова

генеральный директор

IBS

58,5

35

Ольга Нарвская

директор по стратегии

"Мегафон"

57,5

36

Татьяна Парамонова

генеральный директор

ЖАСО

57,33

37

Анна Рыжова

член правления, директор по управлению персоналом
и корпоративным отношениям

ГК "Ренова"

57,1

38

Лариса Ткачук

заместитель генерального директора по коммерции

"Мегафон"

56

39

Тамара Погромова

генеральный директор

ЦУМ

55,17

40

Екатерина Колесова

старший вице-президент, член правления

Бинбанк

55

41

Анна Серебряникова

директор по правовым вопросам

"Мегафон"

54,33

42-43

Елена Илюхина

член правления, заместитель генерального директора
по правовым и корпоративным вопросам

"Газпром нефть"

54

42-43

Галина Морозова

президент

НПФ Сбербанка

54

44

Ольга Паскина

исполнительный вице-президент

Профмедиа

53,5

45

Татьяна Ельфимова

заместитель гендиректора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса, статс-секретарь

ГК "Росатом"

53,17

46

Марина Думина

вице-президент по юридическим вопросам

"Вымпелком"

52

47

Елена Васильева

заместитель председателя правления - главный бухгалтер

"Газпром"

51

48

Ирина Матвеева

член правления, финансовый директор

ГК "Ренова"

50,5

49

Виктория Ванурина

член правления

ВТБ

49,33

50

Елена Титова

президент - председатель правления

"Морган Стэнли в России"

48


Владимир Груздев, губернатор Тульской области:

"Надеюсь, что тенденция к росту числа женщин-руководителей действительно существует, но пока в этом сомневаюсь. Скорее, существует спрос на женщин-руководителей. К примеру, с 2016 г. в советы директоров всех голландских компаний, штат которых более 250 человек, должно входить не менее 30% женщин. Это реакция на гендерную дискриминацию, которая недопустима нигде: ни в бизнесе, ни науке, ни на кухне. Но лично я против специальных квот. Важны профессиональные качества. По моему опыту, женщины исполнительнее, надежнее мужчин. Им больше доверяешь. Кстати, у нас, в правительстве Тульской области, более 70% сотрудников - это женщины".


Сергей Гадецкий, директор по России кадрового холдинга "Анкор":

"В последнее десятилетие в России наметилась позитивная тенденция в отношении женщин, желающих занимать активную позицию в общественной жизни. Сегодня рынок труда предлагает дамам хорошие перспективы для покорения карьерных вершин.Традиционно наибольшего успеха женщины добиваются в финансовой сфере и в области управления персоналом - HR. Так, численность директоров по персоналу женского пола в России на данный момент преобладает над HR-директорами мужского".


Борис Титов, председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":

"Бизнес - это конкурентная среда, где по большому счету нет ни пола, ни возраста, ни национальности, ни каких-то других градаций. Все просто - либо ты эффективен и добиваешься успеха, либо неэффективен - и тогда сама среда тебя выталкивает.
Что женщины могут быть эффективны наравне с мужчинами, а иногда и превосходить их в чем-то, так это доказано историей не только XX - XXI столетий. Другое дело, что в наше время патриархальные устои размываются, искусственные препятствия убираются, и у женщин появляется больше возможностей для применения себя, в том числе и в бизнесе. Сейчас просто вытаскивается на поверхность потенциал тех женщин, которые раньше вынуждены были ограничивать себя или действовать через голову мужчин. Это - новое качество конкуренции, а значит, явление вполне позитивное. Правда, не думаю, что есть смысл говорить о какой-то особой роли женщин-руководителей и искать какой-то особый стиль: тут все очень индивидуально, у каждого руководителя свой стиль, свои ноу-хау - и у мужчин, и у женщин".


Евгений Касперский, генеральный директор "Лаборатории Касперского":

"Мнение о том, что успешным руководителем может быть только мужчина, на мой взгляд, неправильно. История и наша современная жизнь знают немало примеров, когда женщины руководили не только компаниями, но целыми государствами, и делали это весьма успешно. Даже в сфере IT, где традиционно работают больше мужчин, существует немало примеров успешных женщин-руководителей. Все дело в личности человека. Высокий профессионализм, ответственность, наличие лидерских качеств и умение вести за собой людей - вот что позволяет быть хорошим руководителем, вне зависимости от пола. Кстати сказать, у нас в компании девушки составляют примерно четвертую часть всех сотрудников, при этом многие из них занимают руководящие позиции. Уверен, без них мы никогда не смогли бы добиться успеха".


Ян Арт, вице-президент Ассоциации региональных банков России, главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, к.э.н.:

"Полагаю, рост числа женщин-руководителей - очень позитивная тенденция как для бизнеса и управления, так и для общества в целом. Очень хотелось бы видеть больше женщин и в системе госуправления России. Думаю, активное присутствие женщин во власти в североевропейских странах пошло им (странам) на пользу.
Пока, к сожалению, роль женщины в российском бизнесе мала, если не считать бизнесвумен, ставших таковыми вследствие брачных или любовных отношений с мужчинами, "купившими" им бизнес или место. А вот действительно сделавших самостоятельную карьеру женщин в российском бизнесе пока мало. Будем надеяться, все впереди".


Методика составления рейтинга

Топ-лист составлен на основе метода экспертной оценки. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе журнал "Компания" сформировал список, включающий более трехсот женщин - глав и руководителей департаментов отечественных и зарубежных компаний, имеющих представительства в России. После многочисленных консультаций с членами бизнес-сообщества был сформирован итоговый список из ста пятидесяти участниц.

Экспертам предложили оценить номинанток по десятибалльной шкале по следующим критериям:

а1 Личная известность

а2 Деловая репутация

а3 Умение создавать команду/работать в команде

а4 Способность генерировать новые идеи

а5 Адаптивность (умение соответствовать современным тенденциям и требованиям), оперативность реагирования на изменение рыночной ситуации

а6 Активность лоббирования интересов компании

а7 Известность компании

а8 Эффективность стратегии компании

а9 Динамика развития компании

а10 Информационная открытость компании

а11 Социальная ответственность компании

Оценки по указанным критериям получили все участницы. С целью сделать исследование более корректным после совещания с экспертами был введен ряд поправочных коэффициентов. Наиболее значимыми признаны следующие критерии оценки: а2, а3, а5, а8, а9 (k=1,2), для остальных критериев k=1. По каждому из показателей для каждой участницы вычислялся средний балл. Итоговый результат рассчитывался как сумма полученных средних показателей.

Положение участниц в сводной таблице определялось количеством набранных баллов.

В итоговой таблице представлены женщины, набравшие максимальное число баллов.

Примечание

В топ-листе не фигурируют представительницы общественных, политических, благотворительных и прочих организаций. Данные о статусе участниц предоставлены компаниями. В случае если сотрудники компании отказывались предоставить соответствующую информацию, мы оставляли за собой право указать данные, взятые из открытых источников. Сведения о статусе участниц указаны по состоянию на конец 2011 г. - начало 2012 г. Эксперты оценивали участниц, исходя из результатов, достигнутых на указанных постах. В процессе работы эксперты воздерживались от оценки представительниц аффилированных структур.