Top.Mail.Ru
архив

Волчья свара

Конец мотосезона 2012 г. омрачился трагедией в Зеленограде: в результате столкновения между членами мотоклубов "Ночные волки" и "Три дороги" один из "волков" был застрелен.

байкеры, Ночные волки, Три дороги
Представители "Трех дорог" утверждают, что "волки" приехали на их базу с целью уничтожить клуб и учинили вооруженное нападение. Причиной агрессии "волков" байкеры из "Трех дорог" считают свое самовольное присоединение к американскому мотоклубу Bandidos. "Ночные волки" же подчеркивают, что ехали с миром: пригласить коллег по цеху на закрытие сезона и отговорить от идеи поддерживать клуб Bandidos, в самое ближайшее время открывающий представительство в России.

"Никакого отношения к мотоциклетной культуре это (клуб Bandidos. - Прим. "Ко") не имеет вообще, - поясняет глава "Ночных волков" Александр Залдостанов (Хирург). - Это картель, синдикат на колесах, против которого ведут борьбу Интерпол и Америка. Сейчас их активно выдавливают из Европы". Настоящей причиной конфликта некоторые байкеры называют возможное столкновение бизнес-интересов крупнейшего российского и мирового клубов. Приход американского мотоклуба Bandidos спровоцировал передел рынка услуг для байкеров. Пострадавший от "волков" мотоклуб "Три дороги", кстати, подобную вероятность отрицает. "Никакого передела рынка и быть не может, так как его нет", - заявил корреспонденту "Ко" представитель "Трех дорог" Евгений Воробьев.

Но ниши для зарабатывания денег у мотоклубов все-таки имеются: специализированные клубы, мотоателье, мотосервисы, продажа экипировки и атрибутики, организация мотошоу. Правда, объемы этого рынка никто не считал, и о каких прибылях идет речь, можно только с осторожностью предполагать.


Хрупкое равновесие

По разным данным, в РФ насчитывается от ста тысяч до полумиллиона байкеров, то есть людей, серьезно увлекающихся мотоциклами и разделяющих ценности байк-движения, и всего три крупных мотоклуба. Это американские по происхождению и международные по статусу Hells Angels и Outlaws и созданный Александром Залдостановым в 1989 г. российский клуб "Ночные волки". Количество небольших клубов с собственным названием и символикой никто не считал - их тысячи. Они, как правило, присоединяются к крупным организациям и получают статус "саппортов" (от support - поддержка). "Саппорты" оказывают основному клубу всяческую помощь - от охраны мероприятий до выполнения мелких поручений. Но правят бал "монстры".

Российские представительства мировых мотоклубов - Hells Angels и Outlaws - вполне мирно уживаются с русскими "Ночными волками". "Иностранцы" зарабатывают на поддержание жизни своих представительств, "волки" последовательно расширяют круг бизнес-интересов и пытаются усилить общественное влияние клуба. Система пребывает в равновесии. Время от времени "Ночные волки" выступают с заявлениями, что у российских мотоциклистов свой путь, и американская байкерская культура здесь не нужна, но положа руку на сердце местные представительства мировых мотоклубов давно "обрусели". А русские "мотоциклисты" или байкеры - это вопрос терминологии. Люди-то везде одинаковые.

Российское отделение (на сленге байкеров "чапта") Hells Angels было открыто в 2002 г. несколькими членами клуба "Ночные волки", ушедшими от Хирурга "по идейным соображениям". С учетом размеров и имени "материнской" организации у российской "дочки" не возникло проблем ни с набором новых "ангелов", ни со строительством клабхауса (место сбора членов клуба, по функционалу - головной офис местного представительства). Клабхаус отечественных "ангелов ада" был отстроен в рекордно короткие сроки - уже к началу 2003 г. На сегодняшний день у Hells Angels, кроме РФ и США, имеются филиалы в Западной Европе, Канаде, Бразилии, Аргентине, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии.

Outlaws - второй крупный игрок на территории нашей страны - появился в 2004 г., сейчас у клуба восемь российских отделений, два из которых в Москве. По миру у Outlaws десятки клубов, только в США они имеются в 19 штатах. Широкой общественности в РФ Outlaws знаком как организатор известного байкерского фестиваля BikeFest, который с 1993 г. проходит в Малоярославце.


Bikeshow must go on

Собственно организатором одного из крупнейших событий байкерских сезонов Outlaws был с 2005 г. по 2008 г. В 2009 г. "внезаконников" потеснила неизвестная ранее организация - Российская ассоциация мотоциклистов. Скандал вокруг BikeFest'а разгорелся нешуточный, вплоть до личных угроз друг другу и порчи имущества. "Узнав, что администрация города отказала Outlaws MC в проведении конкурса, ассоциация предложила слугам народа свои услуги, которыми те поспешили воспользоваться на весьма выгодных для себя условиях, - прокомментировал одному из изданий смену организаторов фестиваля в Малоярославце глава ассоциации Александр Кисель. - Далее на свои деньги была установлена сцена, приглашены группы, арендованы биотуалеты и т.д. Все это время ассоциация подвергалась жесткому прессингу со стороны российского отделения клуба Outlaws MC, поступали угрозы лично мне - мой гараж обливали бензином, а моего товарища пытали, дабы выведать у него необходимую информацию. В процессе подготовки слета ассоциация пыталась пойти на компромисс с экс-хозяевами фестиваля и провести его совместно, однако клуб предложил неприемлемые условия сотрудничества, вследствие чего дружбы не случилось".

Outlaws озвучил другую версию: "Отказ клубу Outlaws MC в проведении фестиваля был дан после того, как Александр Кисель совместно с не афишируемыми им соорганизаторами "в погонах" этому всячески поспособствовали. Не имея понятия, как организовывать подобные мероприятия, они обрекли слет на возврат к уровню многолетней давности, и мы, понимая это, пытались спасти положение, предложив им совместное проведение, однако "служители закона" не захотели делиться, и все случилось, как случилось".

О финансовых интересах не упоминает ни одна из сторон конфликта. Разве что Outlaws косвенно указывает на то, что орагнизаторам было чем делиться. Однако ни о каких конкретных суммах речь не идет. Проведение подобных мероприятий у мотоклубов - такой же теневой бизнес, как и у event-агентств. Прибыль организаторов может составить от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

"Если подобное мероприятие организовывать без задействования личных связей и "внесметных" договоренностей, прибыльным оно не может быть, - комментирует руководитель агентства интересных событий Proaction Юлия Козеева. - Но при наличии определенных договоренностей на фестивале можно неплохо заработать, причем верхняя планка прибыли не ограничена. Раз BikeFest так драматично делили, значит, было что зарабатывать".


"Ночные волки" при свете дня

Бизнес мотоклубов не на виду. По признаниям активных участников мототусовок, клубы зарабатывают на охранных услугах, на продаже одежды и аксессуаров с собственной символикой, на небольших мотоателье и на организации мероприятий. Молва приписывает мотоклубам наркобизнес, но если в США и Европе проводились расследования, в том числе связанные и с клубом Bandidos, то в России байкеры, несмотря на грозный вид, кажутся законопослушными и сознательными гражданами. Разве что правила дорожного движения порой нарушают.

Такой образ "российского мотоциклиста" активно пропагандирует крупнейший отечественный клуб "Ночные волки". Кстати, это единственный клуб, не скрывающий наличия бизнес-деятельности.

Клуб Sexton, холдинг охранных структур "Волк", организация и проведение байк-шоу, байк-центр в Тверской области "Волчье логово", мастерская байк-центра, магазин одежды и аксессуаров (бренды Wolf Leather, Wolf Market, Wolf Wear), ресторан "Русская верста" - деловые интересы "Ночных волков" обширны и разнообразны. Оценить стоимость бизнеса байкеров аналитики не смогли.

Кроме указанных на официальном сайте "Ночных волков" видов бизнеса, Хирург и компания сделали попытку создать брендированный мотоцикл.

В 1990-х годах байкерское движение уже было достаточно популярным, а импортная техника еще оставалась недоступной. Отечественный мотопром не смог адаптироваться к постсоветской реальности: большинство заводов закрылось. Спрос на качественные мотоциклы наличествовал, а предложения не было. Как раз в тот период и начали формироваться идеи по созданию мотоцикла, соответствующего всем требованиям "байкерского аппарата".

Эту задумку подхватили на единственном предприятии, выпускавшем тяжелую мототехнику, - Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ), где и производились популярные в Советском Союзе "Уралы". Сначала конструкторы попытались создать новые мотоциклы своими силами. Так появились модели "Урал-Вояж" и позднее "Урал-Кобра". Но целевая аудитория - байкеры - новинки не оценили. Тогда в 1998 г. к созданию байкерского мотоцикла подключилась дочерняя структура "Ночных волков" мотоателье Wolf Engineering. Уже через год наладили серийный выпуск модели "Урал-Волк", всего было выпущено не более 300 таких мотоциклов. По словам представителя ИМЗ, все инвестиции в проект осуществляли акционеры завода, "Ночные волки" в этом не участвовали. Сумму вложений в проект на ИМЗ озвучить не смогли, но, по оценкам аналитиков "Инвесткафе", на 1998 г. она могла составлять около $200 000-300 000.

В целом "Урал-Волк" аудитории понравился - он включал в себя лучшие "народные" разработки, те самые, которые умельцы демонстрировали на своих сделанных вручную машинах на мототусовках. Однако в 2011 г. "Урал-Волк" был снят с производства.

"Причина провала проекта "Урал-Волк" - высокая цена мотоцикла, сопоставимая со стоимостью более надежных и эргономичных японских мотоциклов, которые в конце 1990-х в России уже появились в достаточном количестве, - комментирует главный редактор журнала "Моторевю" Владимир Здоров. - Для вывода нового продукта на рынок нужны были не только финансовые вложения, но прежде всего исследование рынка. В данном случае производители полагались больше на интуицию, чем на ясное представление о потребностях аудитории. Более того, бренд "Урал" среди мотоциклистов прочно ассоциируется с ненадежностью. Заводу нужно десятилетиями выпускать качественные мотоциклы, чтобы избавиться от сложившейся репутации". Стоит отметить, что на байк-шоу начала 2000-х везде можно было увидеть лозунги и логотипы со словами "Урал" - русский мотоцикл": "Ночные волки" рекламировали свое детище. Реклама проекту не помогла, а его провал никак не сказался на "Ночных волках". Правда, финансовую отчетность байкеры не раскрывают. О каких-либо доходах можно узнать из СМИ и пресс-релизов некоторых государственных организаций.


Миллионы президентскому эскорту

Надо подчеркнуть, что любой крупный мотоклуб - это прежде всего жесткая вертикаль власти. Попасть в "мемберы" (члены клуба) могут только те, кто успешно прошел низшие ступени. Дисциплина - как в армии: вопрос подчинению "старшим по званию" не обсуждается. Такая аудитория (ко всему прочему, еще и достаточно платежеспособная: мотоцикл - недешевое хобби; например, только шлем стоит от 3000 до 30 000 руб.) не могла не заинтересовать властные структуры. В результате "Ночные волки" из "однопроцентников" (мотоклубы, существующие по внутренним законам и ни от кого не зависящие) превратились в эскорт-клуб Владимира Путина. Мнения байк-тусовки разделились. Одни говорили о том, что лучше поддержка государства, чем гонения на мотопробеги, другие возмущались продажностью "волков". И действительно, дружба президента с байкерами "состыковалась" с бюджетными деньгами. В 2012 г. "Ночные волки" по итогам конкурса получат государственный грант в размере около 4 млн руб. Среди грантополучателей в "одном строю" вместе с "волками" оказались Московская духовная академия, Православный институт святого Иоанна Богослова, община старообрядцев, казаки Санкт-Петербурга. За какие заслуги и на какие цели деньги получил байк-клуб, имеющий диверсифицированный и вполне успешный бизнес, - не совсем понятно.

И вот в тот момент, когда все блага уже, казалось бы, поделены между участниками, когда диалог с властью выстроен по схеме "кукушка хвалит петуха", американский клуб Bandidos собрался открыть свое отделение в России. В целом предсказуемое развитие сюжета. Во-первых, Bandidos всю историю своего существования соперничал с Hells Angels. И где появлялся один клуб, там тут же обосновывались и идейные конкуренты. Во-вторых, Bandidos уже прочно обосновался в соседней Украине, открыв там целых три представительства.

Представитель московской байк-тусовки на условиях анонимности сообщил корреспонденту "Ко", что приход Bandidos в Россию крайне невыгоден "Ночным волкам". "Bandidos - мировой клуб с явной криминальной наклонностью, - рассуждает собеседник "Ко". - Bandidos может не только оттянуть на себя часть аудитории, но и подмять под себя "волков". Там - жесткие американские байкеры, обеспеченные поддержкой старейшего и мощнейшего клуба, а у нас "мажоры", занимающиеся зрелищным байк-шоу-бизнесом".

Аналитики соглашаются, что бизнес таких неформальных организаций очень специфичен. Однако угрозы для отечественного байк-клуба со стороны американского Bandidos они не видят. "Bandidos вряд ли сможет оттянуть на себя существенную долю движения, - считает эксперт "Инвесткафе" Анна Кокорева. - Дело в том, что, пересекаясь с бизнес-организациями неформальных движений, мы сталкиваемся с особой культурой ведения бизнеса, отличающейся от общепринятых стандартов. Прежде всего движение "волков" направлено на объединение всех русских мотоциклистов, а потом - на извлечение прибыли. Движение носит глубоко патриотический характер, в основе которого лежит объединение всех славян, хоть речь и идет только о мотоциклистах. Bandidos - движение западное, и аудитория у него другая".

Действительно, изначальная цель мотоклуба - это объединение людей с конкретными интересами и ценностями, что и определяет форму существования организации.

"В основном для достижения своих целей и удовлетворения нематериальных потребностей байкерами создаются некоммерческие организации в форме общественных объединений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, не имеющих своей основной целью извлечение прибыли, - говорит генеральный директор правового центра "Юстиц-Бюро" Александр Арзамасов. - Вместе с тем, для обеспечения нормальной деятельности этих организаций, как показывают реалии жизни, им необходима охрана, ремонт транспортных средств, а для продвижения своей культуры - создание и производство мотоциклетной одежды, образование клубов, кафе, ресторанов. Для этих целей членами данных объединений или сочувствующими им лицами создаются коммерческие организации - чаще всего в форме обществ с ограниченной ответственностью". А вот платежеспособные клиенты таких коммерческих организаций - это как раз то, что можно делить и отвоевывать, например путем пропагандирования ценностей одного из клубов.


Сбились с дороги

Стремясь заработать побольше и денег, и общественного веса, "Ночные волки" рискуют подрастерять поклонников и проиграть Bandidos. "Мотоклуб "Ночные волки", конечно, вряд ли стоит рассматривать как самодостаточную бизнес-организацию, - рассуждает генеральный директор агентства маркетинговых решений "Страгет" Наталия Балашова. - Но определенные бизнес-интересы у них имеются, как и целевая аудитория, любовь которой клуб и монетизирует. Господин Залдостанов заинтересован в росте общественного влияния и популярности своего клуба, но демонстративные заигрывания с властью в его случае могут быть не самым удачным ходом. Политика, бизнес и субкультура плохо сочетаются между собой. Целевая аудитория это чувствует, и в отношении почтенного мотоклуба растет негатив. Надо определиться. Либо политика и бизнес - тогда можно катать на мотоцикле президента, дружить с патриархом, получать государственные гранты и зарабатывать на собственных бизнес-проектах. Либо субкультура и бизнес - тогда будет целостный бренд "Ночные волки", не вызывающий когнитивного диссонанса у аудитории".

"Ночные волки", по всей видимости, мучительно разбираются с направлениями деятельности: то ли уже бизнесом заниматься, то ли в политику податься, то ли на мотоциклах кататься. Пока же процесс самоопределения в самом разгаре, "волки" больше похожи на оборотней, и популярности им это не добавляет.