Не так богаты, чтобы покупать дешево

Не так богаты, чтобы покупать дешево
04.03.2013 | Григорий Сизоненко, генеральный директор ИВК

IT
Все больше средств поступает на IT-рынок от коммерческих предприятий и частных потребителей, но крупнейшим заказчиком было и остается государство. А значит, от механизма именно госзакупок зависит, куда двинется наш IT-рынок: будут ли появляться новые технологии, которые со временем составят конкуренцию лучшим зарубежным разработкам, или же мы попадем во все усиливающуюся технологическую зависимость и окончательно превратимся в импортеров, вынужденных за свои деньги укреплять лидерство других.

Пока наша система госзакупок работает именно в последнем направлении, создавая множество незавершенных и провальных проектов, угнетая развитие отечественных информационных технологий и препятствуя формированию рынка для продукции российских инновационных стартапов. Стартапы, кстати, государство в то же время стремится вроде бы выращивать. Именно вроде бы - большинство стартапов все равно "увянет". И выгодно это опять же западным IT-монстрам, которым так удобнее по дешевке скупать почти готовые технологии, встраивать их в свои продукты и продавать их нам уже задорого. Можно ли считать это проявлением государственного подхода к расходованию бюджетных средств? Конечно, нет! Но парадокс в том, что основная причина сложившейся ситуации состоит в том, что для госструктур при проведении тендеров главным критерием является цена. Судьбу сложнейшей IT-системы определяют финансисты, не имеющие о ней никакого представления! Сравниваем несколько чисел - и объявляем победителя! Не исключаю, что так можно закупать цемент или, скажем, офисную мебель, но в IT это работать не может. Любое тендерное задание описывает лишь часть свойств IT-системы, оставляя простор для различных технических реализаций. Один вариант может ускорить внедрение, другой - упростить дальнейшее развитие, третий - быть подлинно инновационным. По идее заказчик должен иметь возможность выбрать то, что для него важнее. Но сейчас у него нет на это прав! На мой взгляд, выход один - вообще не рассматривать стоимость при оценке конкурсных IT-решений! Заказчик получил средства на проект, указал цену контракта и больше ее не меняет. Задача заказчика не экономить, а полностью и гарантированно решить свою задачу, получив максимум дополнительных преимуществ в рамках объявленной цены. И вот на этом поле и должны конкурировать поставщики! Ясно, что полные гарантии можно получить, только если создаваемая система основана на отработанной архитектуре, технологиях и методике внедрения, то есть в какой-то степени морально устарела. Но риск неизбежен, если решение основано на подлинно инновационных подходах, еще не апробированных в "боевых" системах. С другой стороны, только этот путь приводит к прорывам и прогрессу. Заказчик должен иметь и возможность выбора, и право на ошибку - если рискованное решение принималось профессионально. И вот мы пришли к ключевому вопросу. Кто должен сравнивать тендерные предложения? Ясно, что это могут быть только технически грамотные специалисты. Именно они должны иметь решающий голос. Пока техническая экспертиза не начнет доминировать над экономическими критериями, серьезных перемен не будет.

Но мало изменить нормативную базу. За последние 10-15 лет госструктуры практически лишились собственных технических экспертов. "Экономический подход", обернувшийся жизнью по принципу "за качество никто не отвечает", убил у заказчиков квалифицированные технические службы, в которых остались "полузнайки". Нужно срочно создавать институт технических экспертов, предвидя при этом, что они неизбежно попадут под мощнейшее коррупционное давление. Это очень трудно. Но другого пути нет. Если, конечно, мы не хотим стать "банановой республикой".