Коммунизм от Маска: миллиардер пророчит эру всеобщего благоденствия за счет ИИ
Искусственный интеллект (ИИ) становится новым богом, у которого появляются свои пророки. Одни предрекают кары, другие сулят милости и сообщают о конце эпохи, когда взять их самостоятельно было нашей задачей. А теперь нам предлагают расслабиться и доверить грядущее сверхразуму.
В Великобритании на первом в мире саммите по проблемам искусственного интеллекта AI Safety Summit 2023 была принята Международная декларация о безопасности ИИ (Декларация Блетчли). Документ обсудили и подписали представители 28 стран, а также главы ведущих компаний в сфере высоких технологий, лидеры гражданского общества и эксперты в ИИ. Россия в форуме участия не принимала.
Общий тон встречи настраивал человечество на необходимую защиту от возможных вредных последствий широкого внедрения ИИ в повседневную жизнь. В декларации так и записали, что подписанты сосредоточатся на «определении вызывающих обеспокоенность рисков в области безопасности ИИ» и на «понимании этих рисков». Однако присутствовавший на саммите Илон Маск в последний день саммита добавил остроты в обсуждение. Он предрек конец трудовым отношениям, какими мы их знаем.
«Вы можете иметь работу, если хотите ее иметь, для личного удовлетворения, но ИИ сможет делать все»,
— Илон Маск
Миллиардер также добавил, что в будущем «у нас не будет универсального базового дохода, у нас будет всеобщий высокий доход». Заявление обошло специализированные издания и вызвало резонанс. Возможно, на это и рассчитывал эксцентричный визионер.
Тональность его высказываний явно шла вразрез с общим настроем встречи. В то время как остальные участники с серьезным видом намеревались формировать новую систему мировой безопасности (пусть пока и в области нераспространения ИИ), популярный миллиардер подложил ложку меда в тщательно настоянную бочку дегтя.
И это только на первый взгляд выглядит как невинная шалость от гуру поколения зуммеров. Дело в том, что высказывание Маска ломает шаблон. До сих пор считалось: несмотря на то что искусственный интеллект может оказаться очень полезным в различных сферах, в трудовых отношениях он несет большие риски многим профессиям — от преподавателей и дизайнеров до журналистов и программистов. Это одна из ключевых опасностей, которую обсуждают.
Но даже если ИИ вытеснит людей из ряда профессий, по идее, это не затронет базовую структуру трудовых отношений. Однако Маск предрекает, что революция в создании ИИ отменит систему полностью. Произойти это может лишь в случае, если влияние ИИ распространится на всю производственную культуру, заменив в ней человека или сделав его труд настолько легким, что он будет только в радость. Маск об этом и говорит.
Не правда ли, это похоже на знакомую нам концепцию коммунизма? И миллиардер подтвердил худшие опасения: «В каком-то смысле это будет своего рода уравнитель, потому что каждый будет иметь доступ к этому волшебному джинну».
«Всеобщий уравнитель» — звучит пострашнее, чем «базовый доход» и даже «всеобщий высокий доход».
Помните: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели...»? Ну и так далее.
Конечно, Маск мог высказаться, не подумав, что непозволительно для людей его уровня (хотя лично ему очень даже свойственно). Для нас это хороший повод еще раз поразмышлять, а хороша ли вообще идея, что за удовлетворение потребностей не нужно будет платить?
Вдобавок у Маска в высказываниях буквально сквозит какой-то полурелигиозный подтекст. «Вероятно, вы сможете просить что угодно...» — говорит он и сравнивает машину с исполнителем желаний. В буквальном смысле человечество должно поклониться новому идолу, чтобы он избавил его от «страшной правды труда». Но в кого или во что тогда превратятся человек и общество?
Старшему поколению читателей эта проблематика хорошо известна. Энгельс и другие последователи Маркса утверждали, что труд сделал из обезьяны человека. И труд же загнал его в рабское состояние. По этому поводу марксисты затевали много споров о необходимости освобождения труда и от труда. Тема обширнейшая. Однако скептическое отношение к этим идеям высказывали даже ярые сторонники коммунизма.
У братьев Стругацких в «Улитке на склоне» есть отличный диалог, где герой сомневается в «величественных перспективах» светлого будущего без суровой необходимости труда: «Я же тебя знаю. И всех я здесь знаю. Будете слоняться от хрустальной распивочной до алмазной закусочной. Особенно если будет свободное расписание. Я даже подумать боюсь, что же это будет, если дать вам здесь свободное расписание».
Скептики поднимали очень важную проблему. Само по себе устранение необходимости трудиться не может сделать человека счастливым, а общество свободным. Ведь останутся психологические проблемы. И даже наверняка появятся новые.
И дело не только в доходе. Деньги и принципы их распределения являются важнейшими элементами системы координат в обществе. Устранить эту систему, во-первых, не так-то и просто, чтобы на ее месте не возник какой либо суррогат с теми же признаками (начисление социальных баллов, например). А во-вторых, даже если ее удастся сломать, человечество может войти в непредсказуемое состояние.
Да и как можно надеяться на ИИ, когда в XXI веке до сих пор нет удовлетворительного набора элементарных благ, даже за деньги. Ведь даже подходящую пару обуви найти не так легко. Каждый, кто толкался по масс-маркетам, задавался, наверное, вопросом: зачем пошили столько ненужной и некрасивой одежды? Вот бы где применить ИИ для начала.
Мысли Маска не понравятся многим консервативно настроенным людям, не говоря уже о богатых и влиятельных, которых он сам олицетворяет, но не представляет, в смысле не является выразителем их интересов.
Что и следовало ожидать, Маска сразу же одернули и пожурили. Соучредитель инновационной компании в сфере ИИ DeepMind (принадлежит Google) Мустафа Сулейман в интервью BBC заявил, что Маск не ученый в области искусственного интеллекта и его опыт больше связан с космосом и автомобилями. И добавил, что еще как минимум 50 лет нам предстоит беспокоиться по поводу рисков, связанных с ИИ, а значит, потребуется система правил. «Нам нужно хорошее управление, и мы должны проявлять инициативу в отношении этих правил», — сказал Сулейман. Для этого и был собран саммит. Не за горами и очередная наднациональная система управления, защищающая нас от опасностей, ею же и созданных.
В самом деле, с чего Маск взял, что каждый будет иметь одинаковый доступ к новым технологиям? Ведь это только в советской идеологии плоды прогресса должны были пожинать все: «Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный». История же показывает, что прогресс всегда обслуживал систему неравенства и везде с его помощью стремились закрепить сложившуюся иерархию — даже в СССР (хоть и провозглашалось иное).
Но, если подумать, высказывания Маска придают несколько иной тон всем обсуждениям. Они ставят вопрос: для чего нам технологии? И если прогресс не несет нам освобождения и определенного равенства в доступе к благам, то зачем он тогда нужен?
Маск в свойственной ему манере ломает складывающийся дискурс, в котором нет места надеждам на лучшее будущее, где нам уготована роль скорее жертв прогресса, чем выгодополучателей, к чему нас потихоньку готовили другие предсказатели — Клаус Шваб и Юваль Харари — на своем форуме.