Top.Mail.Ru
рынки

«Предпосылок может быть много»: что стало причиной сбоя в работе банков и приложений

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

В России с утра пятницы появляются сообщения о проблемах в работе сайтов и приложений. После устранения сбоев в работе «ВКонтакте» эстафету перехватили финансовые структуры: пользователи поочередно жаловались на невозможность попасть в мобильные приложения банков «Альфа» и «Тинькофф» банков, «Райффайзенбанка» и «Сбера». Эксперты в сфере информационной безопасности, опрошенные «Компанией», сочли версию хакерской атаки маловероятной. Речь, вероятнее всего, идет о техническом сбое, у которого может быть множество причин, включая нехватку необходимого оборудования, говорят они.

Массовые сбои

С самого утра наблюдаются сбои в работе российских приложений. Первыми о проблемах со входом сообщили пользователи социальной сети «Вконтакте». Согласно данным детектора сбоев от Brand Analytics, к 8:20 мск было зафиксировано более сотни жалоб.

По информации РИА «Новости», чаще всего жалобы на работу соцсети поступали из крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. При этом было отмечено, что сбои наблюдаются как в работе веб-версии, так и мобильного приложения социальной сети.

Следом стало известно о сбоях в работе ряда банковских мобильных приложений. «Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз», — выдавала система при попытке зайти в банковское мобильное приложение Тинькофф Банка. Аналогичная проблема возникла и у «Сбера»: при попытке входа в приложение перед пользователями высвечивалась «ошибка исполнения запроса». Впрочем, по информации агентства, проблему устранили спустя всего несколько минут.

О проблемах со входом в банковские приложения также сообщили пользователи Альфа Банка. «Сразу у нескольких банков возникают сложности со входом приложение. У нас периодически тоже», — говорилось в сообщении, опубликованном в Telegram-канале банка в 15:03. «У всех все летает», — отчитались в кредитной структуре еще через час. Также сбои зафиксировали пользователи приложения Райффайзенбанка.

Cбои в S7

В авиакомпании S7 возникли сбои при онлайн-регистрации на рейсы в пятницу. В разговоре с РИА «Новости» представитель перевозчика заявил, что время регистрации в аэропортах увеличили с тем, чтобы пройти ее успели все пассажиры. Причиной сбоев в S7 назвали обновление новой системы бронирования ОРС.

Об устранении причин сбоя здесь отчитались после 14 часов, добавив, что при необходимости перевозчик готов предоставить возможность переоформить билеты без доплат.

О переходе S7 на новую отечественную систему бронирования стало известно в мае. По данным «Известий», перейти на нее с испанской Amadeus перевозчик планировал в октябре.

Что случилось

Эксперт по телекоммуникациям Леонтий Букштейн в разговоре с радио Sputnik предположил, что за сбоем приложений банков могут стоять «не скучающие мальчики-хакеры», а кибервойска Украины. Он полагает, что одновременный сбой сразу в нескольких приложениях указывает на то, что происшедшее — не случайность. По мнению эксперта, для организации такого сбоя в перечисленных банках нужны хорошие ресурсы.

«Компания», в свою очередь, разослала запросы в несколько IT-структур, однако там не смогли подтвердить данную версию. В одной из организаций на условиях анонимности заметили, что в данном случае речь не обязательно может идти о хакерских атаках — возможны и обычные технические сбои. В пользу этой версии высказался и гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский.

Причина может быть гораздо банальнее: какой-то технический сбой на стороне провайдера или data-центра, затронувший сразу несколько крупных организаций, отметил он в разговоре с «Компанией». «Судя по тому, что никакой информации про хакерскую атаку [со стороны российских банков] нет, скорее всего, так и есть на самом деле. Потому что им-то как раз выгоднее было бы придумать что-то про хакерскую атаку, тем самым сняв с себя ответственность. А поскольку таких сообщений нет, я думаю, причина все-таки в сбое», — предположил Раевский. Предпосылок для этого, по его словам, может быть много: от сложностей с закупкой компьютерного и сетевого оборудования, до «кадровой турбулентности», связанной с тем, что многие IT-специалисты сейчас оказались за рубежом.