Top.Mail.Ru
политика

«Производители накроются медным тазом»

Владимир Путин и Михаил Мишустин. Фото: ТАСС Владимир Путин и Михаил Мишустин. Фото: ТАСС

На днях президент РФ Владимир Путин отчитал министров за «сказки» о ценах на продукты. Он напомнил, что реальные доходы россиян падают, а цены на еду растут, в некоторых случаях на 70%. Премьер Михаил Мишустин тут же взял ситуацию под личный контроль, и сегодня запустил процесс стабилизации цен. Как в России будут сдерживать инфляцию и на ком это скажется, разбирался журнал «Компания».

Тему с подорожавшими продуктами начали активно обсуждать на прошлой неделе. На совещании по экономическим вопросам Путин обратил внимание на то, что сейчас люди вынуждены ограничивать себя, так как у них нет денег на базовые продукты питания.

«Куда, куда вы смотрите-то? Вот это вопрос! Это же не шуточки! В условиях, когда безработица растет, доходы сокращаются, базовые продукты дорожают вот на такие величины, — а вы мне сказки рассказываете здесь», — сказал он, обращаясь к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову.

По словам Путина, сахар-песок за последнее время подорожал на 71,5%, подсолнечное масло — на 23,8%. Также резко подскочили цены на макароны (+10,5%), хлеб и хлебобулочные изделия (+10,5%).

Президент уверен: пандемия не имеет к этому никакого отношения. Дело явно в сокращении производства и высвобождении рабочей силы. Также Путин увидел в происходящем попытку подогнать внутренние цены под мировые и дал чиновникам неделю на решение проблемы.

Росстат приводит несколько иные данные. По подсчетам ведомства, с января по ноябрь сахар подорожал на 71,54%. Цены на подсолнечное масло выросли на 24,78%, а на макароны — на 10,45%. Также подорожал хлеб. Его стоимость выросла на 6,34%.

Что предлагается?

Премьер-министр Михаил Мишустин взял ситуацию под личный контроль. Он создал рабочую группу, которая занялась мониторингом цен на социально значимые продукты. Группу возглавил первый вице-премьер Андрей Белоусов. В нее вошли глава Минпромторга Денис Мантуров, министр финансов Антон Силуанов и другие.

Вскоре они начали принимать первые решения. С ростом цен на хлеб и муку решили бороться через квоту на экспорт зерна. Квоту на вывоз пшеницы, ячменя, ржи и кукурузы предложили установить на уровне 17,5 миллиона тонн. Экспорт в превышающих объемах будут облагать пошлиной в 50% от таможенной стоимости вывозимой продукции, но не менее чем 100 евро за одну тонну.

В пределах квоты пошлины на экспорт ржи, ячменя и кукурузы составят 0%, а на вывоз пшеницы – 25 евро за тонну. Решение касается продукции, вывозимой из России за пределы Таможенного союза. Пошлины будут действовать с 15 февраля до 30 июня следующего года.

Производители муки сами жаловались на рост цен на зерновые, отмечая, что это может окончательно убить хлебопекарную и мукомольную отрасли России. Поэтому им предложили субсидии на компенсацию части расходов на закупку. Мукомолы смогут компенсировать до 50% разницы между текущей ценой на пшеницу и ее средней среднемесячной ценой за аналогичные периоды трех предыдущих лет. Ее скорректируют с учетом инфляции.

С сахаром и маслом будут действовать по другой схеме. Цены на эти продукты хотят зафиксировать на определенном уровне. Как отметил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, в ближайшее время розничные цены на сахар-песок хотят снизить до 46 рублей за килограмм. Подсолнечное масло подешевеет до 110 рублей за литр.

По итогу принятых мер цены на продовольственную пшеницу тоже снизятся. Она подешевеет до 14 тысяч рублей за тонну без НДС в центральной части России, а к концу февраля 2021-го — до 13 тысяч рублей. Также Решетников предложил разрешить властям устанавливать лимит на повышение цен на социально значимые товары. Планка колебания цен на них не должна превышать 10%.

цены на продуктыИсточник: Росстат

«Дело не в ритейлерах»

Пока ФАС не дала свое заключение, сложно сказать, что стало причиной роста цен на продукты. Однако подорожание могло быть сезонным, считает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков.

«Рост цен мог быть нормальным, сезонным, а население — оказаться в такой ситуации, когда оно не может позволить себе эту продукцию. Поэтому в преддверии предвыборного цикла правительство решило набрать политических очков. Либо рост был избыточным, и тогда надо выяснять, почему он произошел», — сказал он «Ко».

По словам экономиста, дело здесь не в ритейлерах, так как они находятся в конце товаропроводящей цепочки. Скорее всего, проблема возникла на уровне поставщиков. Колмаков напомнил, что еще год назад в России был сахарный кризис перепроизводства. Тогда сахара было слишком много, он не продавался, а цены на него падали.

«Некоторые производители сахара тогда говорили, что будут вынуждены закрыться или временно остановить производство. Возможно, мы пожинаем отложенные последствия тех событий. Возможно, кто-то тогда закрылся, сырья меньше вырастили или запасы успели сплавить куда-то за рубеж, а потом выяснилось, что сахара не хватает. Это одно из предположений», — сказал эксперт.

Сам момент, когда россияне заметят, что продукты подешевели, зависит от уровня фиксации цен. Если цены заморозят на уровне отпуска в магазине, то ценники изменятся сразу. Если их заморозят на более дальних уровнях, то ситуация пойдет по другому сценарию. «В таком случае надо понимать, что ритейлеры уже закупили сахар по определенной цене, он лежит на полках, и продавать дешевле его вряд ли будут. А вот вновь закупленный сахар будут продавать дешевле», — пояснил Колмаков.

«Цены повышает государство»

Цены в магазинах зависят не от ритейлеров, а регулируются законами рынка, напомнил бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко.

«Наши власти не понимают, что законы рынка одинаковы хоть в авторитарном, хоть в демократическом правительстве. Все регулируется одним фундаментальным законом, по которому построено мироздание: баланс спроса и предложения. И никто этот закон не может переломить», — сказал эксперт.

Цена — это термометр, а ритейлеры не устанавливают ценники с целью заработать денег. Потапенко напомнил, что на рынке ритейла достаточно серьезная конкуренция, а потому, если кому-то захочется завысить цену, всегда найдется кто-то другой, кто продаст тот же товар на 20% дешевле.

Эксперт уверен — если озвученные меры реализуются, производители «накроются медным тазом». Для реального снижения цен нужно действовать иначе. «Чтобы получить более низкую цену, производителям нужно сокращать издержки. Чтобы у них не было такого количества псевдоконтролирующих органов. У них должна быть абсолютно другая стоимость кредитов, ввозные пошлины на оборудование должны быть не просто нулевые, а отрицательные. Такая же история с технологиями. Цены в магазинах повышает только государство», — заключил Потапенко.