Top.Mail.Ru
мнения

«В 2024 году ожидаю еще несколько сделок на 2–3 млрд рублей»

Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва» Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Рынок бизнес-путешествий меняется: в 2023 году он достиг доковидных показателей, при этом существенно консолидировался. Кто и зачем покупает активы на рынке деловых путешествий, что ждет классические тревел-агентства в 2024 году и как рост игроков в B2B отразится на B2C-направлении, рассказал директор по развитию группы компаний Smartway Илья Вагнер. 

Как развивался рынок последние 5 лет

Рынок делового туризма, несмотря на размер в 600–800 млрд рублей в год, до 2019 года оставался за рамками интереса больших игроков. Были компании, которые исторически заняли лидирующие позиции: «Аэроклуб» и «Випсервис». Также Сбербанк и «Яндекс» выпускали отдельные продукты, но серьезных инвестиций не было.

Причина в том, что на рынке всегда работали сотни небольших агентств. Чтобы вырасти, агентству нужно в разы увеличивать штат и операционные расходы. Это неинтересно стратегам, которые привыкли инвестировать в технологии. 

В 2019 году ситуация начала меняться: у крупного бизнеса выросла потребность в оцифровке travel-процессов. И с 2019 года на рынке начали активно развиваться IT-платформы, которые помогают бизнесу автоматизировать командировочные процессы. Таким компаниям не нужно кратно расширять штат для увеличения оборота, поэтому они стали быстро расти: например, оборот Smartway увеличился в 12 раз за 4 года, до 37 млрд в 2023-м.

Развитие замедлилось в 2020–2022 годах — это пандемия и потрясения экономики в целом. В этот период было не до инвестиций в новые направления. Крупные игроки могли позволить себе только приобретать существующий бизнес, чтобы усилить позиции или выйти на «понятные» направления. Пример — сделка МТС и «Броневика», чтобы запустить сервис «МТС Travel».

Ситуация на рынке в 2023 году

Отраслевая ассоциация оценила оборот рынка в России в 2023 году в 810 млрд рублей — это на 388 млрд больше, чем в 2022-м. За восемь месяцев 2023-го число командировок в отечественных компаниях превысило показатели прошлого года на 16%, а по сравнению с 2019-м — на 12%.

Вместе с тем рынок консолидируется: если учитывать только объемы бизнес-тревел, на трех крупнейших игроков в 2018 году приходилось 42,7 млрд рублей, а в 2023-м доля выросла почти в два раза, до 71,7 млрд.

Чтобы расти, лидеры рынка наращивали объемы контента, увеличивали набор услуг, расширяли базу поставщиков. Например, холдинг «Випсервис», который раньше развивался в сторону классического тревел-агентства, в 2022 году объявил о покупке Hamilton Apps — поставщика облачных решений для управления командировками и авансовой отчетностью. А Smartway совершил три сделки для расширения спектра услуг и базы поставщиков: приобрел одного из топ-5 крупнейших консолидаторов отелей в России — компанию A&A, тревел-агентства Travelmart и ATH.

Прогнозы на 2024 год

Конкуренция ключевых игроков

  • Топ-3 игроков бизнес-тревел продолжат агрессивный рост. При этом конкуренция между собой у них будет относительно невысокая, потому что у лидеров рынка разные целевые клиенты, продукт и позиционирование. 

  • Из-за давления со стороны крупных игроков средние агентства окажутся на грани выживания, а политика ЦБ с высокими ставками сделает их неконкурентоспособными. Собственники будут стараться продать еще живой бизнес более крупным игрокам. Кому-то это удастся, а кто-то обанкротится.

  • Замедлится рост игроков в B2C. Примерно каждая пятая поездка в России — деловая, поэтому чем больше компаний начинают переходить на специализированные решения для бизнеса, тем меньше командируемых сотрудников — то есть потенциальных клиентов — остается на долю B2C.

Сделки на рынке

В 2023 году «Ростелеком» приобрел платформу для автоматизации поездок — влияние этой сделки на рынок в 2024-м не будет существенным. Практика показывает, что крупному бизнесу нужно время, чтобы разобраться с активом и включить его в свои процессы, а менеджменту — научиться быть частью большой компании. Думаю, на это уйдет около года.

Важно, чтобы при перестройке процессов не сломали текущую модель и не потеряли рыночную долю, это частое последствие подобных сделок. 

Ожидаю еще несколько сделок на 2–3 млрд рублей совокупно. Сюда входит и приобретение крупными игроками небольших агентов, и выход бизнес-тревел-агентств на новые для себя рынки через покупку активов. Например, запуск B2C-направления для дополнительной монетизации клиентской базы.

Подготовка к IPO

Кто-то из топ-3 игроков бизнес-тревел может объявить о подготовке к IPO. Темп роста и цифровизация сектора это позволяют. И это хорошая стратегия, для получения преимущества над конкурентами.