Стала известна версия суда о помощи Telegram Абызову в выплате долга Альфа-банку
Стали известны детали операции по получению Альфа-банком приписываемых экс-министру по делам Открытого правительства Михаила Абызова инвестиций в Telegram. Для этого были задействованы офшорные компании и инвестиции в криптовалюту основателя Telegram Павла Дуровa. По версии суда, их сделали из средств, незаконно полученных Абызовом от продажи СИБЭКО в 2018 году.
Суд и Генпрокуратура считают, что Telegram помог экс-министру Михаилу Абызову выплатить многомиллиардный долг Альфа-банку. Абызов настаивал, что сделку организовали управляющие. Он тогда работал в правительстве и не мог принимать управленческие решения по поводу своего бизнеса. Тем не менее участие в бизнесе составляет один из эпизодов его уголовного дела. Суд счел происхождение денег, вырученных за СИБЭКО, коррупционным.
В начале сентября Гагаринский суд Москвы по иску Генпрокуратуры к экс-министру Михаилу Абызову обратил в госдоход почти 10 миллиардов рублей. В конце месяца Альфа-банк заключил мировое соглашение с Генпрокуратурой по задолженностям компаний Абызова. Стороны договорились, что банк в рамках достигнутых договоренностей пожертвует средства на благотворительность в сфере образования и просвещения в России. В Альфа-банке заверили, что власти не имеют к финансовой организации вопросов.
В решении суда описана схема, с помощью которой Абызов смог заплатить Альфа-банку долг в размере 104,5 миллиона долларов. По версии Генпрокуратуры и суда, это якобы было сделано за счет средств, которые подконтрольные экс-министру пять кипрских компаний выручили от незаконной, по версии властей, продажи СИБЭКО. Две из них — Alinor Investments Limited и Besta Holdings Limited — бизнесмен использовал для инвестиций в TON (блокчейн-проект Дурова).
Предполагаемые компании Абызова инвестировали в криптовалютный проект TON 115 миллионов долларов. Через цепочку из нескольких офшоров деньги поступили в компании GlobeBridgers SA (Швейцария) и Batios Holdings Limited (Британские Виргинские острова). В 2018 году они перечислили около 115 миллионов долларов из дохода Абызова в адрес Telegram.
По версии прокурора, вложиться в криптовалютный проект Абызову рекомендовал вице-президент Совкомбанка Алексей Панферов в ходе частных консультаций по инвестициям. Абызов и его представители это отрицали. По их словам, Панферов не давал ему консультаций, а только рекламировал финансовые продукты банка.
Суд пришел к выводу, что Альфа-банк, получив «коррупционные» деньги от Абызова, нарушил закон о противодействии легализации средств и пренебрег рекомендациями международного антиотмывочного органа. Юристы отметили, что такие нарушения становятся основаниями для административных штрафов и санкций вплоть до отзыва лицензии. Но прокуратура отказалась от дальнейших претензий к Альфа-банку.
Абызова арестовали в марте 2019 года по обвинению в мошенничестве и ряде других преступлений. По версии следствия, он вместе с сообщниками похитил у ОАО «Сибирская энергетическая компания» и ОАО «Региональные электрические сети» четыре миллиарда рублей. Абызов находится под арестом с марта 2019 года по обвинению в мошенничестве и ряде других преступлений.
В Альфа-банке кредитовалась принадлежавшая Абызову инжиниринговая «Группа Е4», которая обанкротилась в 2014 году. На тот момент она должна была банку 10,9 миллиарда рублей. Тот жаловался на экс-министра президенту, инициировал многочисленные проверки его бизнеса, несколько лет добивался возбуждения уголовного дела по факту хищения кредита. Дело в итоге возбудили после ряда отказов, но сам Абызов в нем не фигурирует.
Незадолго до ареста Абызова банк вместе с другими кредиторами через арбитражный суд потребовал у бывших бенефициаров «Группы Е4», в том числе у бывшего министра, около 34 миллиардов рублей. Это общая сумма задолженности группы перед кредиторами. Конфликт Абызова с Альфа-банком в окружении экс-министра называли одной из вероятных причин его ареста.
Однако летом 2021-го в Генпрокуратуре заявили, что Абызов в текущем году смог вернуть Альфа-банку долг из нелегального дохода. Ведомство добилось обращения этих денег в доход государства.
Павел Дуров в 2018 году привлек инвестиции в свою блокчейн-платформу TON в размере 1,7 миллиарда долларов. Они привлекались в два этапа по 850 миллионов долларов. Платформу планировали запустить в октябре 2019 года, но американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) посчитала продажу токенов Gram незаконной. Дуров объявил о закрытии проекта в мае 2020 года.