«Люди не пойдут в кино от безнадежности»: кинотеатры молят о кассовых фильмах

Выручка крупнейших российских киносетей в 2022 году снизилась примерно вдвое, а январский успех «Чебурашки» не смог покрыть всех убытков игроков рынка. Кинотеатрам, по словам представителей индустрии, уже сегодня нужен хороший контент, обеспечить который способен параллельный импорт. Представители онлайн-кинотеатров в разговоре с «Компанией» выступили против этой идеи: по их словам, в этом случае с экспортом российской интеллектуальной собственности за рубеж придется попрощаться.

«Катастрофический год»

Крупнейшие российские киносети в 2022 году понесли большие убытки, а выручка многих из них снизилась примерно вдвое. Об этом сообщает РБК, изучивший бухгалтерскую отчетность кинотеатров.

Так, выручка объединенной сети «Формула кино» и «Синема парк» уменьшилась на 43,2%, до 4,6 млрд рублей. Выручка сети КАРО в прошлом году снизилась на 41,8%, а Киномакса — на 46,6%. Глава объединённой киносети «Формула кино» и «Синема парк» Алексей Васясин назвал прошедший год «катастрофическим» для кинопроката: по его прогнозам, 2023-й окажется несколько лучше, а оборот рынка может на четверть прирасти.

Несмотря на серьезный спад, падение выручки кинотеатров оказалось меньше пандемийной. Если в 2020-м убытки того же «Синема парка» составлял 7,8 миллиарда рублей, то в 2022-м — 1,8 миллиарда.

При этом буквально на днях спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко допустила параллельный импорт для показа в России зарубежных фильмов. Выступая в понедельник на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности, она заявила, что в части доступа к объектам авторского права, появившимся после 24 февраля 2022-го, нужно применять «точечный, индивидуальный подход». Исходить при этом, по мнению чиновницы, нужно из потребностей российской экономики и граждан. «Компания» спросила представителей киноиндустрии, как они оценивают инициативу Матвиенко, а также какие прогнозы строят на 2023 год.

«Чебурашка» не покрыл всех убытков

Сравнивать с 2021 годом не совсем корректно, поскольку он был пандемийным, заявил в разговоре с «Компанией» член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), владелец кинотеатров «Победа» и «Радуга» в Белгородской области Сергей Пирожков. Более правильным, на его взгляд, могло бы быть сравнение с 2019-м, когда отрасль еще не чувствовала на себе влияния эпидемии.

«Поэтому оценивать нужно так — 2022-й ушел в минус по отношению к пандемийному году более чем на 40% по большинству коммерческих кинотеатров страны. Моя киносеть упала процентов на 60, у крупных федеральных игроков падение немного поменьше. В численных показателях падение отрасли составило более 12 миллиардов рублей», — рассказал он.

Большинство кинотеатров еще задолго до коронавируса балансировали на грани рентабельности, пандемия лишила их устойчивости, а санкции, введенные против киноотрасли в 2022 году, окончательно подточили этот рынок, говорит Пирожков.

Собеседник «Компании» крайне недоволен позицией Минкультуры: по его словам, АВК за последний год направила в ведомство более 20 писем с перечислением инициатив, способных помочь отрасли. Ответов по существу, по словам Пирожкова, не последовало, а последнюю очную встречу ведомство провело с игроками в апреле прошлого года.

«На самом же деле ситуация катастрофическая, и в преддверие летнего периода, с учетом того, что старт "Вызова" оказался ниже ожиданий, у нас вообще не будет подушки безопасности. Удачный прокат "Чебурашки" убытков прошлого года не покрыл, и по факту мы входим в новый сезон, не имея ни одного фильма, который бы собирал кассу», — посетовал владелец кинотеатров. Все «сильные» релизы, по его словам, ушли на осень и конец 2023 года. К этому времени прокатчики ждут выхода фильмов «Воланд» и «Повелитель ветра», еще позже пройдет премьера фильма «Холоп-2».

Кинотеатрам нужно двадцать настолько же кассовых фильмов, как «Чебурашка», чтобы нормально существовать, продолжает Пирожков. Средства необходимы, чтобы вовремя выплачивать сотрудникам зарплату, платить за коммуналку и аренду, обслуживать оборудование. «Чтобы лампы были не такие, как сейчас во многих кинотеатрах, уже отслужившие два срока, и с которыми вообще не видно, что происходит на экране. Нужны нормальные лампы, самая маленькая из которых стоит от 40 тысяч рублей, плюс расходники», — объясняет он.

Гендиректор Ассоциации интернет-видео (объединяет ivi, Okko, Start и др.) Алексей Бырдин настроен более оптимистично. По его словам, первый квартал 2023-го оказался для кинотеатров абсолютно рекордным за всю историю исследований в части выручки, и больше всего на ситуацию повлиял именно прокат «Чебурашки».

«Если общая сумма кассовых сборов в 2022 году составила 24 миллиарда рублей, то в первом квартале этого года было собрано больше 9 миллиардов. И на 2023 год запланировано некоторое количество российских премьер с достаточно высоким потенциалом. Например, "Сто лет тому вперед" по Киру Булычеву с Александром Петровым», — приводит пример Бырдин.

К тому же, несмотря на то, что сотрудничество с Россией в 2022-м прекратили сразу шесть студий, в 2023 году в прокат абсолютно легально вышла «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» Гая Ричи. А сейчас в кинотеатрах до сих пор идет показ четвертой части «Джона Уика», тоже уже собравшего в прокате под миллиард рублей, говорит представитель ассоциации. Хорошо идет прокат российского «Вызова». По его словам, все признаки указывают на то, что и второй квартал будет для кинотеатров удачным.

Онлайн-кинотеатры против пиратства

Единственное, что нужно отрасли — контент, то есть нормальные кассовые фильмы, считает Пирожков. «Прошли те времена, когда люди пойдут в кино, потому что некуда идти. Сегодня есть из чего выбирать: Tik-Tok, онлайн-платформы. Если мы поставим какие-то фильмы, это не значит, что люди от безнадежности придут, и будут их смотреть. Нет, не придут», — уверен спикер. Финансовая поддержка, которую Минкультуры сегодня оказывает отечественным кинопроизводителям может дать эффект в отложенной перспективе, когда эти фильмы выйдут в прокат — то есть, через 2-3 года. Но до этого отрасли еще нужно дожить, заключает он.

«Именно поэтому мы с апреля прошлого года просим о бездоговорном использовании голливудских фильмов с выплатой им вознаграждения», — поясняет представитель АВК. По его словам, предложения Ассоциации в итоге и были взяты на заметку Советом Федерации и депутатами Госдумы. Параллельный импорт, по мнению собеседника «Компании», поможет кинотеатрам организовывать рекламу, назначать единую дату старта, получать прокатное удостоверение Минкульта: без всего этого частные пиратские показы обречены на провал. «Если не будет нормального легального механизма, отрасль вряд ли дотянет до очередного нового года, по крайней мере, в том составе, как сейчас», — резюмирует он.

Онлайн-кинотеатрам принудительные лицензии и другие формы легализации пиратства точно не нужны, настаивает Бырдин. «Рост рынка у нас замедлился, но мы все равно закончили 2022 год в плюсе на 17%», — отмечает он. Обычные кинотеатры, по словам главы Ассоциации интернет-видео, просели намного сильней, но и тут ситуация стабилизируется.

«Если внимательно послушать, о чем говорила Валентина Матвиенко, можно заметить, что она делала множество оговорок. В том числе, что все должно быть в рамках разумного с точки зрения понятной правовой механики. А это в значительной степени обрывает перспективы принудительной лицензии, так как эта конструкция на авторское право не ложится совсем. Она может пустить большие трещины по всем устоявшимся рыночным практикам», — уверен собеседник «Компании».

Если Россия все же решит идти в сторону параллельного импорта кино, это приведет к выходу страны из международных конвенций по защите авторских прав. В этом случае с экспортом российской интеллектуальной собственности за рубеж придется попрощаться, потому что вопрос защиты авторских прав носит обоюдный характер, говорит Бырдин. «Если мы какую-то часть иностранных правообладателей дискриминируем таким образом, лишая их права на защиту, то нам ответят тем же», — прогнозирует он. А закрывать оставшиеся у России рынки сбыта интеллектуальных продуктов, по мнению представителя ассоциации — не самая здравая идея.

«Я не в восторге от идеи так называемого параллельного импорта, потому что он, безусловно, усложнит восстановление отношений с голливудскими студиями, к чему мы, рано или поздно, придем», — солидарна с коллегой главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева. В то же время она осознает, что формула «после нас — хоть потоп» — не от хорошей жизни, и российский кинопрокат находится сейчас в ситуации, когда у многих просто нет иного выбора. И если уход в серую зону неизбежен, возможно, легализовать его — единственно правильное решение, заключает эксперт.