Top.Mail.Ru
архив

$1,5 млн ценой в $1,5 млрд

Не совсем законные действия топ-менеджеров зачастую весьма дорого обходятся их компаниям.

Владимир Голубков, Росбанк

Владимир Голубков

По своему первому образованию Голубков далек от банковской сферы. Отец - инженер оборонного завода, мать - руководитель кафедры иностранных языков МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это во многом определило образование будущего главы Росбанка: он окончил факультет машиностроения. Учитывая, что благодаря матери он практически в совершенстве владел английским, ему, одному из немногих, удалось поехать на обучение по обмену в США в MIT (Massachusetts Institute of Technology). Там он впервые увидел совершенно незнакомый жителям Советского Союза банковский продукт - пластиковые карты. Это предопределило его дальнейшую судьбу, так как после окончания аспирантуры он пошел работать в компанию "Интуркредиткарт", которая была одним из первопроходцев карточного бизнеса в России. В 1997 г. Голубков поступил в Финансовую академию при правительстве РФ по специальности "Финансы и кредит". После окончания обучения его пригласили развивать розничное направление в Росбанке. "В отношениях с подчиненными он умеет поставить четкие задачи и проконтролировать их выполнение", - характеризует экс-коллегу председатель правления Меткомбанка Павел Логинов. В основном благодаря умению найти взаимопонимание в коллективе и четкому, техническому складу ума Голубкову удалось достаточно быстро вывести Росбанк в лидеры рынка по темпам развития розничного блока. Это не осталось незамеченным, и в 2001 г. он вошел в правление банка, а в 2003 г. стал первым заместителем председателя правления. Следующим важным этапом в его карьере стала интеграция бизнеса Росбанка и Societe Generale, после того, как французская группа приобрела банк у "Интерроса".

Почти 14 лет работы в Росбанке, карьера, построенная фактически с нуля... Почему в этой ситуации Владимир Голубков оказался замешанным в уголовном деле? "Когда человек его уровня идет на подобное, он должен понимать, что рано или поздно все станет известно. Ведь, беря взятку, любой должен осознавать, что в МВД уже, возможно, лежит заявление и процесс передачи денег может контролироваться", - удивляется экс-предправления банка "Открытие" Василий Заблоцкий. По его словам, сумма в $1,5 млн - весьма немаленькая, но она сопоставима с полугодовым заработком Голубкова. Он свободно мог заработать такие деньги. И какой смысл было ввязываться в подобные авантюры, ставя под удар свою репутацию?


Нечистого на руку клерка можно уволить, а вот репутационные потери необходимо будет восполнять очень долго. В первую очередь это касается банков, ведь подмоченное реноме способно повлечь отток клиентов либо вовсе уход с рынка. Наиболее ярким примером последнего времени можно считать крушение банковской империи Матвея Урина. После того как его задержали за избиение подрезавшего кортеж банкира водителя, наиболее продвинутые клиенты начали в массовом порядке забирать деньги из его банков. Затем махинациями в подконтрольных Матвею Урину структурах заинтересовался ЦБ, после чего они были закрыты, а господин Урин и его подельники получили реальные сроки заключения. В начале июня 2013 г. уволили главу Raiffeisen Bank International (RBI) Герберта Степича. Его уличили в том, что через подставные фирмы на Британских Виргинских островах и в Гонконге он инвестировал в недвижимость в Сингапуре. Не прошло и нескольких дней, как источники Reuters сообщили, что Raiffeisen Bank International после ухода Герберта Степича может продать российские активы.

В середине мая 2013 г. полиция задержала председателя правления Росбанка Владимира Голубкова и его подчиненную, старшего вице-президента банка Тамару Поляницыну. По версии следствия, они вымогал $1,5 млн за реструктуризацию кредита у совладельца холдинга "Экоофис" Андрея Ковалева. По рынку поползли слухи, что после такого скандала французская группа Societe Generale (владелец Росбанка) может выйти из этого актива. "Ко" попытался разобраться, насколько эта информация близка к истине.


Приключения французов в России

Группа Societe Generale (SG) начала работать в России в 1872 г., ушла после революции 1917 г. и вернулась в 1973 г., открыв представительство в Москве. В 1993 г. группа основала в РФ Bank Societe Generale Vostok (BSGV) - он стал первым иностранным банком, получившим генеральную лицензию ЦБ РФ. Первоначально BSGV работал как инвестиционный банк и обслуживал корпоративных клиентов, в число которых вошли представительства, совместные предприятия французских и других европейских компаний, работающих в нашей стране, а также крупные международные корпорации. Розницей BSGV не занимался. Основной рост бизнеса банка приходится на период с 2004 г. по 2008 г., когда в рейтинге российских банков (по чистым активам) он поднялся с 61-го на 11-е место. Но затем начался спад, и уже к 2010 г. BSGV откатился на 30-ю строчку. В то же время Росбанк не испытывал подобных взлетов и падений: в последние шесть лет он занимал позиции вблизи 10-го места рейтинга. В июле 2011 г. было объявлено об объединении BSGV с Росбанком. В новую структуру вошли также Русфинанс Банк и "Дельтакредит". Сумма сделки не раскрывается.

На сегодняшний день бизнес Societe Generale в нашей стране является крупнейшим активом группы за пределами Франции. Однако за последние два года он не принес владельцам существенного дохода. "На мой взгляд, SG давно бы уже вышла из российского бизнеса, хотя бы просто для того, чтобы сократить расходы, однако сейчас сложно найти покупателя, который согласился бы уплатить за этот актив достойную цену, а продавать по дешевке экономически невыгодно", - рассуждает аналитик по банкам и макроэкономике ФЦ "Инфина" Вероника Чекина. На днях рейтинговое агентство Standard-and-Poor's подтвердило рейтинг Societe Generale с "негативным" прогнозом. В этой ситуации происшествие с Владимиром Голубковым способно стать катализатором выхода французских инвесторов из активов в РФ.


Претенденты

"Пока рынок не готов купить такого гиганта по более-менее приемлемой цене, ведь рыночная капитализация Росбанка составляет 117,9 млрд руб., - отмечает начальник аналитического управления банка "БКФ" Максим Осадчий. - Могли бы купить его и Сбербанк, и ВТБ, но оба эти банка пока "переваривают" свои приобретения: Сбербанк - VBI и Denizbank, ВТБ - Банк Москвы и Транскредитбанк. Для Игоря Кима, активного на рынке банковских слияний и поглощений (недавно он купил ООО "Барклайс банк"), Росбанк пока не по размеру".

Кто еще может быть заинтересован в покупке банка? "Ростех". Интерес к нему госкорпорация проявляла еще в 2007 г. Тогда глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов противился сделке по продаже Росбанка французскому Societe Generale. У предприятий ОПК есть счета в Росбанке, хотя и немного. Но госкорпорации мог понадобиться свой банк. Так, например, уже поступила "Роснефть", выкупив еще в середине 2000-х Всероссийский банк развития регионов.

По нынешним ценам пакет французов стоит никак не менее $3 млрд. Это, конечно, дешевле, чем они заплатили за выход на российский рынок, но все-таки достаточно дорого для несырьевого сектора. После скандала с господином Голубковым следовало ожидать оттока средств клиентов. Всего за май из кредитной организации было выведено 19,5% средств корпоративных клиентов и 1,2% вкладов физлиц. В денежном выражении это составило колоссальную сумму - 51,9 млрд руб. "Юрлица оказались гораздо более чувствительными к негативной информации о банке, нежели физлица. Отток не может быть объяснен сезонными факторами", - подчеркивает Максим Осадчий. В банке уверяют, что отток был "плановым". Это связано с текущей операционной деятельностью нескольких крупных компаний (их названия "Ко" выяснить не удалось).


Борьба с издержками

И все-таки французы после майских событий заволновались. В середине июня Москву посетил президент французской финансовой группы Фредерик Удеа, пообещавший повысить рентабельность и сократить расходы своей российской "дочки". Рентабельность собственного капитала Росбанка должна превысить 15% в 2015 г., считает глава SG. В I квартале этот показатель составлял всего 12% - намного ниже, чем у конкурентов, ВТБ и Сбербанка (20%). Так что поводов для размышлений о целесообразности присутствия в РФ у французской группы предостаточно. "Я не думаю, что нынешние акционеры готовы будут продать свой пакет, но масштабная проверка в банке наверняка начнется, что на время затормозит его развитие", - отмечает Павел Логинов, более десяти лет проработавший в Росбанке (ныне председатель правления Меткомбанка). "Societe Generale и Росбанк совместно предприняли ряд мер, чтобы поддерживать стабильную работу банка... Вместе с тем, банк привлек независимую аудиторскую фирму Deloitte для проведения дополнительной проверки", - рассказал "Ко" официальный представитель кредитной организации. "Объявление о перестановках и о проведении аудиторской проверки, порученной фирме Deloitte, вызвало в финансовых кругах опасения о том, что, помимо Голубкова и Поляницыной, в "шкафу" у Росбанка могут быть спрятаны и другие "скелеты", - пишет издание Le Figaro. Тем более что буквально на днях стало известно о масштабных "зачистках", ожидающихся в Росбанке. Только в этом году в рамках снижения издержек банк сократит 800 сотрудников.

"Вне зависимости от исхода ситуации, Росбанку в ближайшее время предстоит побороться и за стабилизацию имиджа работодателя, и за конкурентоспособные кадры ради сохранения качества услуг и, как следствие, объемов бизнеса", - уверен генеральный директор консалтинговой компании CASE Валерий Васин. Павел Логинов также полагает, что вся эта ситуация, да еще и внутренние проверки, явно не пойдут на пользу бизнесу банка, так как сотрудники еще долго будут находиться "под впечатлением" и опасаться за свое место. Так что с планами по повышению рентабельности бизнеса SG как минимум до конца текущего года предстоит попрощаться. Памятуя о судьбе господина Голубкова, никто не станет выдавать пусть и потенциально прибыльный, но высокорисковый кредит. А учитывая, что в ближайшие годы ведущих игроков рынка (Сбербанк и ВТБ) Росбанку по рентабельности никак не догнать, действительно может быть поставлен вопрос о выходе из этого актива. Весь вопрос в цене. Один кандидат уже фактически заявил о своем нежелании участвовать в этом бизнесе: глава ВТБ Андрей Костин в интервью агентству "Прайм" не исключил, что может избавиться от 9,99% акций Росбанка. Примечательно, что это заявление прозвучало аккурат после ареста Владимира Голубкова. ВТБ опасается репутационных рисков? Возможно, но не исключено, что тем самым, напротив, подталкивает SG к избавлению от актива. Ведь не случайно именно ВТБ эксперты называют среди основных претендентов на покупку Росбанка.


Стратегические инвестиции

Подавляющее большинство опрошенных "Ко" специалистов уверено, что SG не готова к продаже Росбанка. Но позволим напомнить, что буквально полгода назад стало известно о том, что французская группа покидает украинский рынок, который, равно как и Россия, назывался среди приоритетных. В начале января 2013 г. компания Xeronia Limited (Кипр) приобрела у Societe Generale S.A. 98,8406% акций украинского Профин Банка. За полгода до этого был продан розничный портфель кредитов ООО "ПростоФинанс" (Киев), еще одной дочерней структуры Societe Generale Group. Таким образом, стало очевидно, что французы сворачивают бизнес на Украине. Конечно, сравнивать Профин Банк с Росбанком сложно. Первый занимает 164-е место среди 175 действующих в стране банков, а российская "дочка" SG - 9-е место по чистым активам по состоянию на 1 апреля 2013 г. Но это не меняет сути вопроса, ведь французские инвесторы выходили на сделку по покупке Росбанка, когда их российская "дочка" в рейтинге находилась лишь на 30-й строчке.