Top.Mail.Ru
архив

100 тяжеловесов

Насколько российское государство зависит от бизнеса? Над этим вопросом ломают головы многие экономисты. Аналитики информационного агентства «AK&M» попытались подойти к проблеме системно, составив «Рейтинг 100 компаний, имеющих наибольший вес в российской экономике». «Ко» публикует это исследование в полном объеме.

 

«АК&М» составляет рейтинг уже третий год подряд, постоянно расширяя круг исследуемых компаний. (Ознакомиться подробно с методикой исследования – см. справку «Методика рейтинга). Вкратце же технология такова.

 

Используется пять показателей деятельности предприятий: объем выручки, объем налоговых отчислений, количество рабочих мест, доля на рынке продукции (монопольность) и роль отрасли, которой принадлежит предприятие, в экономике РФ. Первые три показателя особенно важны, так как именно они в конечном итоге определяют основные экономические параметры государства – его ВВП, бюджет и трудовые ресурсы. Два других носят скорее корректирующий характер. Рейтинг не показывает, насколько успешна та или иная компания, зато на его основании можно сделать вывод о влиянии предприятия на экономику страны в целом. (Чтобы составить представление об эффективности работы компаний, в итоговую таблицу были добавлены два столбца - чистая прибыль и динамика выручки за год; при расчете рейтинга эти показатели не учитывались.)

Ознакомившись с окончательным списком ста крупнейших компаний, чей вес в экономике максимален, можно сделать несколько существенных выводов. Первый напрашивается сам: Россия остается сырьевой страной. Более половины компаний из первой сотни так или иначе связаны с природными ресурсами, а в первую десятку попало лишь одно машиностроительное предприятие – АвтоВАЗ, все остальные относятся к сырьевому комплексу. При этом с большим отрывом продолжают лидировать главные российские монополисты – РАО «ЕЭС России» и «Газпром». По сравнению с результатами 2001 года эти компании поменялись местами, что, впрочем, не так важно, поскольку их рейтинговые показатели весьма близки. Как отмечают аналитики «АК&М», если бы третий естественный монополист – МПС – имел форму единого предприятия, а не ведомства, то он также оказался бы в верхних строчках рейтинга.

Второй вывод тоже предопределен природно-историческими особенностями России: в экономике государства, имеющего столь протяженную территорию, не могут не играть большой роли транспорт и телекоммуникации. Поэтому наличие в рейтинге трех авиакомпаний и одиннадцати предприятий связи выглядит весьма логичным. Кстати, именно в телекоммуникационной отрасли, одной из немногих, представлены предприятия «новой экономики», то есть те компании, чьи активы были созданы после экономических преобразований начала 1990-х. В рейтинг вошли все три федеральных сотовых оператора (МТС, «Вымпелком» и «МегаФон»). В первую сотню попали и шесть производителей продуктов питания. Это тоже в основном новые компании, но из них, пожалуй, только «Балтика» может считаться полностью «постсоветской» - всем остальным существенная часть их нынешних активов досталась по итогам приватизации.

Вообще если вести речь о «новых» и «старых» субъектах экономики, то в рейтинге насчитывается порядка трех десятков компаний, не существовавших в их нынешнем виде ни до приватизации, ни сразу после нее. Они образовались в ходе объединения разрозненных производственных активов и поглощения конкурирующих предприятий. Это, например, металлургические и машиностроительные объединения (СУАЛ, ОМЗ); лесопромышленные холдинги («Илим Палп», группа компаний «Титан»); продуктовые конгломераты (концерн «Россия», АПК «Черкизовский»); недавно созданные объединения региональных предприятий связи («Сибирьтелеком», «ВолгаТелеком» и т.д.).

Поскольку многие появившиеся за последние годы компании не имеют (или не публикуют) консолидированной отчетности, в рейтинге не достает нескольких важных фигурантов. Достаточно вспомнить лишь часть из них: «Русский алюминий» и «Руспромавто» (не публикуют консолидированной отчетности), «Силовые машины» (не предоставили данных о себе), стальную группу «Мечел» (не успела подготовить отчетность к моменту публикации, потому в таблицу попал лишь одноименный комбинат). Наверняка, в будущем рейтинг пополнится и совсем новыми игроками, которые еще только набирают вес.

Эксперты «АК&М» считают, что верхнюю часть рейтинга ждут существенные изменения. Во-первых, свою роль сыграет структурное реформирование рынков электроэнергии и газа (электроэнергетика уже реформируется, судьба газового рынка находится в стадии обсуждения). Во-вторых, не за горами реформирование МПС (до конца года должно быть учреждено АО «Российские железные дороги»). В-третьих, не стоит забывать об интеграции крупнейших нефтяных компаний (ЮКОС объединяется с «Сибнефтью», ТНК - с ВР). «Таким образом, в России происходит постепенное сокращение влиятельных центров при одновременном их укрупнении и отрыве по значимости от других более мелких корпораций», - резюмируют в «АК&М». Для государства, которое в последнее время не раз противопоставляло себя бизнесу, это означает появление новых оппонентов.

Еще по теме