$150 млрд, чтобы себя показать
Первое упоминание о выставках относится к 558 году до нашей эры. Предприниматели Месопотамии и Египта собирались в городе Тир, чтобы обменяться образцами своей продукции на городских площадях. Исследователь Древнего мира вряд ли бы взялся определить влияние выставок на экономику рабовладельческого общества. Зато через две с половиной тысячи лет ситуация в корне изменилась: сегодня выставочную индустрию можно смело вписывать в 25 ведущих отраслей.
Новейшая история выставочного дела насчитывает 148 лет - столько времени прошло с момента первой всемирной выставки Great Exhibition. С тех пор эта выставка, получившая общепринятое название Expo, проходила 61 раз в 13 странах. Последнюю Expo в Лиссабоне в 1998 году посетили 8,5 млн человек - эта цифра в три раза превышает число жителей португальской столицы.
Сейчас в мире ежегодно проводится более 11 тысяч выставок, половина из них имеют статус международных. Несмотря на попытки внедрить виртуальные всемирные выставки в Интернете, традиционные выставки сходить со сцены не собираются.
По оценкам экспертов PCMA (Профессиональной конвенции ассоциаций менеджмента, которая объединяет 241 из 300 американских компаний - организаторов выставок), каждый год на организацию и проведение выставок во всем мире расходуется порядка $150 млрд, причем около $80 млрд этой суммы приходится на выставки, проводимые в США.
Как правило, выставочным бизнесом занимаются относительно небольшие фирмы cо средним оборотом около $7 млн в год. Согласно исследованию консалтинговой компании Deloitte&Touche, выставочное дело занимает 22-е место в списке отраслей, формирующих ВВП США. В этой индустрии работают примерно 1,6 млн американцев.
Одна из тенденций последнего десятилетия - формирование инфраструктуры столиц вокруг выставочных центров, прибыльность которых сопоставима с нефтяной скважиной. Например, крупнейший нью-йоркский центр Jakob K.Javits Convention Centre, площадь которого равна 90 тыс. кв. м, приносит ежегодно $500 млн прибыли.
Большая часть выставок - 58% от общего количества - проводятся в Европе, 19% в - Азии, 10% - в Америке, 6% - в Австралии, Южной и Центральной Америке и 3% - в Африке. На страны СНГ приходятся остальные 4%. Годовая прибыль выставочного бизнеса в Европе составляет около $19 млрд. Только два крупнейших выставочных центра Парижа дают 16% городского бюджета, а всего в столице Франции более 350 выставочных площадок. Это обстоятельство вызывает здоровую зависть у Юрия Лужкова, заявившего на заседании московского правительства 19 января 1999 года, что он хотел бы в будущем формировать за счет выставочной деятельности 15% городского бюджета.
Выставочный бизнес - этот тот газон, который нужно поливать 300 лет. Более $2,3 млрд было вложено в строительство крупнейшего в Азии выставочного комплекса Tokyo Big Sight площадью 80 тыс. кв. м, а расходы на его эксплуатацию будут составлять около $ 100 млн в год. "Даже если в России не все еще складывается с организацией выставочного дела, необходимо сохранять упорство, - советует Николетт Науманн, директор франкфуртских выставок бытового дизайна Ambiente и Tendencе. - Нужно около 30 лет, чтобы завоевать славу крупнейшей выставки мира". Правда, у самих франкфуртских выставок слава куда более громкая: они упоминаются еще в пьесах Шекспира.
В мире помимо США есть несколько признанных выставочных центров. На европейском рынке лидирует Германия, в которой проходят 15 крупнейших всемирных выставок по разным отраслям - например, по компьютерам, бытовой технике, осветительным приборам, игрушкам, канцтоварам, кухонной утвари, книгам, образовательным услугам. Италия сохраняет первенство по выставкам вина, мебели и сантехники. Здесь же "прописались" самые крупные коммерческие выставки модной одежды и обуви. В бывшей столице моды Париже проходит только известная Pret-a-Porter. И хотя столица Франции вовсе не считается местом проведения главных мировых выставок, участники и гости парижских выставок тратят на аренду стендов, услуги, транспорт, гостиницы и рестораны более $2,7 млрд в год.
Выставочный рынок становится все более структурированным по секторам рынка. В сфере моды, например, в последние десятилетия проводятся узкоспециализированные сезонные выставки детской, спортивной, молодежной, джинсовой, вечерней одежды.
Другая заметная тенденция: организаторы выставок превращаются в своего рода тур-операторов, экспортирующих свои экспозиции даже на другие континенты. Например, франкфуртский выставочный комитет устраивает выставки в Австралии и Азии. Добрую половину выставок, проводимых в московском Экспоцентре, также организуют иностранные компании - чаще всего английские и немецкие фирмы.