Top.Mail.Ru
технологии и наука

16 миллионов школьников и 1 миллион учителей мигрируют в интернет

Фото: 123rf/Legion-media Фото: 123rf/Legion-media

С 23 марта в России объявлен всероссийский учебный карантин. Обучение будет проходить в дистанционном режиме. Для традиционной системы образования это настоящий вызов. Для стартапов и крупных игроков онлайн-образования — возможность взрывного роста. В диджитал вынужденно переходят 16 млн школьников, 1 млн учителей и 7 млн студентов. Часть из них точно захочет остаться.

Демонстрация бесплатного

IT-компании решили не упускать открывшееся окно возможностей — получить трафик и заработать репутацию. Mail.ru Group объясняет, как в образовательных целях можно использовать возможности социальных сетей. Предлагается запускать чаты во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» для класса или отдельного предмета, там же публиковать конспекты уроков и размещать файлы с заданиями. С помощью сервиса видеотрансляций рекомендуется проводить удаленные лекции, а с помощью сервисов анкетирования и тестов — например, проверку усвоения материала.

Еще три образовательных стартапа в портфеле MRG — GeekBrains, Skillbox и «Алгоритмика» — на время открывают бесплатный доступ к своим платформам, где школьники и студенты могут пройти специализированные курсы по программированию, информатике или веб-верстке.

Месяц будут бесплатно доступны курсы школьной программы в «Фоксфорде». Эта онлайн-школа — часть IT-холдинга «Севергрупп» TalentTech. Согласно оценкам компании, за это время сервисом «Фоксфорда» воспользуются не менее 200 тыс. школьников и проведение таких занятий стоило бы 500 млн руб.

В «Учи.ру» разработали ряд новых решений для дистанционной работы: виртуальный класс, онлайн-уроки с учителями для начальных классов, вебинары для учителей и другие. Во время занятий с учителем все задания бесплатны, а также 20 заданий для самостоятельного решения в вечернее время. Платить за курсы родители могут, если их дети хотят решать больше 20 заданий дома, а также за дополнительные курсы, не входящие в школьную программу. Стоимость всех курсов — от 4 000 руб. в год, подписка на один предмет в месяц обойдется в 390 руб.

Подключился к демонстрации возможностей и Skyeng. Онлайн-школа для занятий английским языком открывает некоммерческий доступ на Skyes School до 24 апреля, Skyes College и Skyes University — до 31 мая.

При этом на основном сайте, по словам управляющего партнера Skyeng Александра Ларьяновского, пока нет сильного всплеска новых учеников. «В России буквально в последние несколько дней стали говорить о массовом карантине, поэтому пока прошло еще слишком мало времени, чтобы делать выводы. К тому же у такого события есть и негативный эффект — многие начинают экономить, так как никто не знает, насколько ситуация затянется и какие у нее будут последствия», — объясняет Александр Ларьяновский.

Однако только за последние выходные дни в компании увидели 106%-й рост заявок и 250%-й рост трафика на сайт для корпоративных учеников: взрослые люди, которые вынуждены сидеть на карантине, хотят провести это время с пользой и прокачать свои знания.

В то же время со стороны учителей, по данным сообщества преподавателей Skyteach, выросла заинтересованность в онлайн-преподавании, так как онлайн-школы дают возможность не только зарабатывать не выходя из дома, но и получить и отработать навык дистанционного преподавания, который особенно необходим сейчас. 

Школа для стартапов

В нише ждут и других игроков, хотя еще совсем недавно школьная тема в онлайн-образовании была не сильно популярна. Согласно данным «Барометра онлайн-образования 2019», львиная доля проектов — в сфере образования для взрослых, на детский сегмент приходится всего 8 %, а по школьной программе работают только 5 % онлайн-школ. Сами игроки рынка объясняют это тем, что к детскому контенту и организации занятий выше требования со стороны родителей, и этот сегмент пока проигрывает армии надомных репетиторов, которые занимаются с глазу на глаз.

«Нет сомнений, что школьное онлайн-образование в любом случае отвоевало бы свои позиции на рынке, но нынешняя ситуация, когда большинство учебных заведений вынуждены перейти на удаленный формат, значительно ускоряет развитие этой отрасли, — отмечает гендиректор "Учи.ру" Илья Паршин. — Уже сейчас мы зафиксировали двукратное увеличение пользователей наших ресурсов, готовимся к тому, что трафик возрастет в 4-5 раз от среднемесячных показателей».

56 % основателей онлайн-школ никогда не работали в сфере образования.

В вузах и частных образовательных компаниях работали 14 % и 13 % соответственно.

34 % среди тех, кто отважился учить в сети, — в прошлом предприниматели.

Данные «Барометра онлайн-образования 2019»

По словам Ильи Паршина, в ближайшее время на этом рынке будут появляться всё новые игроки. Уже ряд крупных компаний объявили о скорых планах открыть свои онлайн-школы. «Яндекс» торопится и объявляет о запуске онлайн-уроков для школьников 5–11 классов в рамках сервиса «Яндекс.Учебник», которые начнутся с 1 апреля. Первоначальные инвестиции в проект составили 200 млн руб.

Компания Crimson Education активно нанимает и стратегов, и репетиторов, для того чтобы обеспечить растущий поток студентов в онлайне.

«Существенно растет спрос на подготовку к поступлению в вузы в онлайн-формате. В феврале и марте количество продаж удвоилось по сравнению с предыдущими месяцами, — рассказал "Ко" вице-президент Crimson Education Эндрю Вутен. — Несмотря на то, что в кризисные времена есть неуверенность по поводу инвестиций в образование, многие не хотят, чтобы траектория развития детей менялась из-за карантина».

По словам Эндрю Вутена, перейти в онлайн может любая образовательная компания, но качество услуг очень сильно варьируется. «Мы для своих сотрудников проводим специальную подготовку, чтобы они могли хорошо держать аудиторию онлайн, а в разработку собственных онлайн-ресурсов вложили миллионы долларов», — отметил Вутен.

По итогам прошлого года российский рынок онлайн-образования достиг 45–50 млрд руб., по данным «Интерфакс Академии». Эксперты прогнозировали в 2020-м рост до 55–60 млрд руб. Еще до карантинных времен это был один из самых динамичных рынков, показывающих ежегодный рост на 20–25 % в год. Однако теперь рост может быть намного больше. Игроки рынка высказывают уверенность, что и после окончания эпидемии дистанционный формат сохранит свою популярность, поскольку многие успеют оценить его преимущества. Это должно сильно изменить ситуацию в сфере образования в целом. Все надеются, что смогут конвертировать часть трафика себе на пользу.

Глобальный рынок онлайн-образования по итогам 2019 года оценивался в 74 млрд $ (около 4,8 трлн руб.). Россия занимала на нем примерно 1 %.

Данные отчета «Интерфакс Академии»

Задачи для учителя

Главное, с чем предстоит справиться EdTech-проектам, — человеческий фактор. Глубокая растерянность — именно в такое состояние повергло известие о срочном переносе учебного процесса в интернет всех его участников. Оцифровать учебники и обеспечить доступ в интернет несложно, но это еще не образовательный сервис. По словам одного из сотрудников МГУ, многие преподаватели, особенно старшего поколения, не готовы морально к тому, что лекции и семинары придется проводить онлайн, хотя технически особых препятствий к этому нет.

В Москве дела обстоят лучше, чем в провинции. «Современная столичная школа в среднем достаточно укомплектована оборудованием, чтобы осуществить такую процедуру в организационном и техническом плане, — считает Алексей Устинов, кандидат филологических наук, преподаватель и тьютор. — Более того, интерактивные инструменты уже давно используются учителями и классными преподавателями. Дополнить их и расширить не составит особого труда, поскольку и сами люди — ученики и родители — в основном уже погружены в "компьютерную" реальность. Но все же для того, чтобы ученик полноценно работал в удаленном режиме, ему нужен как минимум отдельный ноутбук — получается, что мы требуем от семьи гарантировать наличие такого устройства в личном пользовании ребенка. Не все могут позволить себе иметь несколько компьютеров дома, тем более если речь идет не о столичном регионе и городах-миллионниках».

Учитель географии подмосковной гимназии жалуется, что нагрузка возросла многократно: нет понимания, как проводить занятия, как организовывать проверочные работы и выставлять оценки. Системы электронного дневника и образовательных платформ не стыкуются, так что данные по почти 600 учащимся придется переносить вручную.

На пути вынужденной срочной диджитализации образовательных организаций учителя и ученики сейчас остаются один на один с незнакомыми системами. Кто из компаний сможет стать самым близким, того и школа.

Еще по теме