Top.Mail.Ru
архив

24 часа без зарплаты

Небольшими компаниями в Москве часто руководят люди, мыслящие нестандартно. Вот, например, совладелец и гендиректор рекламной фирмы "Витрина А" Вадим Куликов. Уже второй месяц в его компании продолжаются сразу два эксперимента – офис работает круглосуточно, менеджеры трудятся без зарплаты.

"Витрина А" специализируется на рекламе в местах продаж и по данным Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), занимает 34% в этом сегменте. Вадим Куликов с четырьмя партнерами, такими же выпускниками экономфака МГТУ им. Баумана, создал компанию в 1995 году.

В 1997 году, когда в "Витрине А" работало уже 70 человек, а бизнес продолжал расти, учредители схватились за голову. Фирма становилась неуправляемой. "Менеджеры вроде бы жестко ставят задачу, а она почему-то не выполняется", - вспоминает Куликов.

И тогда в компании занялись управлением human resources.

Аморфную до того компанию руководители впервые поделили на три департамента: финансовый, коммерческий и производственный. Внутрифирменную атмосферу Куликов решил улучшать с помощью выпуска стенгазеты и шумного празднования дней рождения сотрудников. В один из последних таких праздников прямо в офисе была организована Latinos Party -- специально оформленное место под вечеринку - и приглашена латиноамериканская группа. Более серьезное мероприятие проводится раз в квартал: полное собрание коллектива, где дирекция отчитывается перед сотрудниками, награждает особо отличившихся и делится планами на будущее.

Все эти новации характерны для растущих компаний. Но два последних начинания Вадима Куликова – его собственное ноу-хау.

Зарплаты не будет

Самое свежее нововведение – отказ от фиксированной зарплаты. Вместо нее часть менеджеров, заработок которых зависит от результатов работы, в начале месяца теперь получает аванс. "Они могут взять столько, сколько попросят", -- говорит Вадим Куликов. Он уверяет, что верхней границы суммы аванса нет – это может быть и $2 тыс., и $5 тыс. (Трудно все же поверить в его полную искренность. А что, если каждый из сотрудников попросит по $30 тыс.?)

"Существует лишь нижняя планка запросов", - объясняет Вадим Куликов. Аванс меньше $500 он считает зазорным . Того, кто не хочет взять такую сумму, он считает "неподходящим сотрудником для успешной компании".

Куликов темнит насчет того, что происходит, если сотрудник не отрабатывает в течение месяца взятую сумму. Он ссылается на то, что эксперимент введен недавно и о результатах говорить пока рано.

"Принцип новой мотивации: получаешь сколько хочешь и работаешь сколько можешь, – рассуждает гендиректор "Витрины А". – Расходы фирмы на зарплату, конечно, выросли, но и отдача повысилась".

Главная причина появления этого новшества, по его словам: необходимость периодически менять систему мотивации персонала. "Люди быстро становятся сытыми и ленивыми, и надо снова что-то придумывать", -- объясняет Куликов. Вопрос в том, сработает ли его экзотическая придумка. Ведь это нововведение Куликов применил без участия профессиональных консультантов.

"Введение произвольного аванса вместо зарплаты широко практикуется в частных компаниях, где владельцы являются партнерами и сами определяют свои доходы", -- говорит Карен Григорян, консультант по работе с клиентами рекрутинговой компании Kelly Services. - Подобные эксперименты могут нарушить иерархическую систему компании. Все сотрудники оказываются фактически равными". По мнению Григоряна, один из важнейших стимулов мотивации сотрудников – материальное вознаграждение и компания не должна лишать себя такого рычага.

Марина Вишнякова, эксперт консалтинговой компании "Бизнес Консалтинг Груп", считает, что в практике отказа от зарплаты есть много подводных камней. "Если мы обозначаем нижнюю границу аванса, то необходимо четко обозначить и верхнюю. Причем эта вилка аванса должна быть обозначена официально. Плохо, если в кулуарах пойдут разговоры: "Вот ему можно попросить $1000, а мне почему-то нет". По мнению эксперта, отказ от зарплаты может быть мотивирующим фактором в течение двух-трех месяцев, а потом рискует превратиться в четкую привычку брать и отрабатывать определенную среднюю сумму. То есть в ту же зарплату, но выплачиваемую месяцем раньше. "Во избежание этого можно разделить зарплату на постоянную и переменную части, - считает Вишнякова. – Базовая часть может выплачиваться за обычную работу, а переменная дается за проявленную инициативу, реальные достижения сверх обычной работы. Нужно четко объявить, сколько и за что выплачивается."

Карен Григорян тоже сомневается в том, что отказ от зарплаты будет стимулировать производительность труда. "Например, если два сотрудника выполняют одинаковую работу с одинаковой продуктивностью, но один назначил себе зарплату больше, то ориентиром для назначения зарплаты в следующий раз,скорее всего, будет тот, у кого зарплата выше. При этом вознаграждение будет связано не с производительностью труда, а скорее с персональной оценкой своей работы и существующими в компании финансовыми рамками, которые рано или поздно возникнут".

Все время - рабочее

Одновременно с отказом от зарплаты стартовала и программа "Круглые сутки". Теперь офис рекламной компании работает без выходных 24 часа в сутки.

Коммерческий директор "Витрины А" Алексей Ильинский говорит, что круглосуточная работа удобна для региональных заказчиков, живущих в других часовых поясах и для клиентов, у которых аврал. Ночью в офисе компании работают всего четыре менеджера против пятнадцати дневных. Смены в компании длятся с 9.00 до 21.00 и с 21.00 до 9.00 следующего дня.

Под круглосуточную работу офиса в компании разрабатывалась специальная система оплаты. "В ней учитываются ночные часы, праздничные дни, количество прошедших заказов", -- рассказывает Куликов, не раскрывая точных цифр. Но по мнению экспертов, даже большая итоговая зарплата сотрудников часто не искупает минусов ночного труда.

Карен Григорян из Kelly Services считает, что побочным эффектом введения 24-часового рабочего дня может явиться снижение мотивации сотрудников. "Изменение режима сна отрицательно действует на здоровье, психику, отношения в семье. Например, один из наших кандидатов в течение полутора лет работал в отеле в должности ночного аудитора (в его обязанности входила координация работы всех служб отеля) с графиком работы с одиннадцати вечера до семи утра. В конце концов он решил искать новую работу и с радостью перешел на меньшую зарплату, но с дневным графиком".

Марина Вишнякова из "Бизнес Консалтинг Груп" считает, что при всех плюсах круглосуточная работа офиса имеет ряд нюансов. "Чем больше смен работает, тем больше вероятность потери информации при передаче дел от смены к смене. Увеличивается и ротация персонала, потому что ночной режим работы не совпадает с нашим биологическим ритмом. Вопреки ожиданиям, продуктивность работы офиса не увеличится в два раза. В лучшем случае она вырастет наполовину, а, скорее всего, где-нибудь на треть".

По мнению Марины Вишняковой, "круглосуточная работа офиса оправдана, только если фирма работает с большим количеством срочных заказов или с несколькими регионами с разными часовыми поясами. Тогда эта мера действительно открывает новые возможности".

Конкуренты "Витрины А" пока не думают следовать поданному примеру. В самой же компании всерьез считают, что эксперимент будет продолжаться долго. Вадим Куликов даже мечтает об открытии десятка круглосуточных офисов в регионах. Правда, по его прикидкам, это может произойти не раньше 2003 года.

Еще по теме