25% налога на прибыль — ничего страшного
В здании на Охотном ряду состоялся обмен мнениями о модернизации налоговой системы России. Свои соображения представил Минфин, представители крупного бизнеса и депутатского корпуса. Основные инициативы и мнения экспертов — в материале «Компании».
К разумной прогрессии
Модернизаторы предлагают расширить границы для применения упрощенной системы налогообложения, что должно стимулировать рост малого бизнеса в среднюю и крупную категории. Кроме того, министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что будут выравниваться условия конкуренции, за счет уплаты справедливых налогов со стороны компаний, созданных для оптимизации налогообложения. Власти намерены предусмотреть амнистию налогоплательщиков, готовых отказаться от схем дробления бизнеса, напомнил он.
Еще одна инициатива Минфина — расширение налогового механизма поддержки инвестиций, и в первую очередь высокотехнологичных проектов. В министерстве финансов также поддерживают предложение сохранить на текущем уровне базовую ставку НДС.
В части налогообложения физических лиц Минфин исходит из принципа «разумной прогрессии» и анонсирует налоговые вычеты для небогатых семей, где растут два и более ребенка. «Возврат будет оформлен с использованием механизмов оказания социальной поддержки из средств федерального бюджета. Такой кэшбэк будет стимулировать легально зарабатывать, поскольку часть налога будет возвращаться», — пояснял Антон Силуанов.
Полученные от изменения НДФЛ средства планируется направить на повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, борьбу со сложными заболеваниями, социальную инфраструктуру, перечислил глава Минфина.
В министерстве также не исключают расширения налогооблагаемой базы регионов за счет предоставления им больших полномочий в части налогообложения «дорогостоящих объектов, земельных участков, операций с имуществом», и преобразования курортного сбора в туристический налог.
Мнение бизнеса
Президент «Деловой России» Алексей Репик в ходе дискуссии в стенах парламента предложил поднять налог на прибыль в первую очередь для рантье. «Логика момента подсказывает необходимость увеличения номинальной ставки с нынешних, довольно низких по мировым меркам, 20% до, например, 30%», — заявил он.
В «Деловой России» считают, что наращивающие свои инвестиции компании должны иметь возможность уменьшить налоговую нагрузку, а для тех, кто уклоняется от уплаты налогов следует создать атмосферу нетерпимости. «Нужно перестать смотреть сквозь пальцы на дробление, когда огромные конгломераты в ряде отраслей изображают из себя малый бизнес на упрощенке и патентах, нужно вернуть контроль за применением кассовой техники у нас в общепите, в сфере услуг, в сегментах розницы», — заявил глава организации и отметил, что противоречия реформе контрольно-надзорной деятельности в подобных инициативах нет.
Президент «Норникеля» Владимир Потанин в свою очередь выступил за увеличение налога на прибыль вместо сборов и единоразовых платежей. «Как предприниматель, выступаю за увеличение налога на прибыль вместо сборов и одноразовых платежей. Государству необходимы сейчас дополнительные доходы, и лучше их получать через рост налога на прибыль. Что распределит нагрузку между всеми компаниями, кто успешно зарабатывает в нашей стране, в том числе и на внутреннем рынке, и сделает предсказуемой систему планирования, что важно для бизнеса», — заявил он в интервью ТАСС.
Глава РСПП Александр Шохин согласен — «лучше более высокая ставка налога на прибыль, но при этом системность и предсказуемость налоговой системы на длительный срок, отказ от временных решений (например, налог на сверхприбыль, который разово ввели в 2023-м, и экспортных курсовых пошлин). Кроме того, Александр Шохин отстаивает тезис о том, что повышение налога на прибыль не должно коснуться «активно инвестирующих компаний", для них налоговая ставка должна быть близка к ныне существующей ставке, к 20%.
Границы модернизации
В очередной раз при обсуждении налоговой реформы заговорили о введении прогрессивной (или, как уточняют экономисты, шедулярной) шкалы налогообложения доходов физических лиц. При этом Антон Силуанов сразу сделал оговорку, что налогообложение доходов по депозитам сохранится на прежнем уровне. Это направлено на стимулирование сбережений, в том числе долгосрочных, которые государство рассматривает как источник «длинных инвестиционных ресурсов» для экономики», — заключает аналитик ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Она напоминает, что прогрессивная шкала НДФЛ применяется в большинстве стран. Для России, где в течение 20 лет была «плоская» шкала, а с 2021 г появился небольшой элемент прогрессии (ставка 15% в части доходов свыше 5 млн руб в год), ее введение по существу будет означать перераспределение налоговой нагрузки. «Эффект будет зависеть от того, какую часть населения она затронет, и хотя Антон Силуанов говорит, что "подавляющего большинства граждан изменение налоговых ставок не должно коснуться", пока ничего по-прежнему неизвестно о порогах прогрессии и налоговых ставках», — отмечает Ольга Беленькая.
Увеличение налоговой нагрузки обычно приводит к уменьшению располагаемых доходов налогоплательщиков, у которых она повышается, и к замедлению потребительской активности. В какой-то мере это может компенсироваться снижением налоговой нагрузки на малообеспеченных, однако, отмечает эксперт, в данном варианте налоговой реформы это предполагается реализовать без снижения ставки налога, а в ограниченном варианте налоговых вычетов и субсидий.
По мнению финансового аналитика Александра Разуваева, рост НДФЛ вряд ли реально затормозит экономический рост, однако «лучше все-таки еще обложить налогом стоимость активов, причем можно считать только ликвидное, что торгуется на Мосбирже». Как будет реализована шедулярная шкала, в настоящее время не вполне ясно, говорит Александр Разуваев: «если она будет щадящей, то ничего страшного не случится». Комментируя налоговые инициативы, он предлагает прежде всего «заняться зарплатами в конвертах», оценивая их общий объем в 15 трлн рублей. И добавляет, что самое главное: решено самозанятым оставить прежние ставки. «А 25% налога на прибыль — ничего страшного. У нас было 24% до кризиса Lehman Brothers в 2008 году», — аргументирует свою точку зрения Александр Разуваев.
Доктор экономических наук Валентин Катасонов подчеркивает, что в большинстве стран, на которые раньше любили ориентироваться в России, высшая ставка для физлиц почти 50%. У нас значительно меньше, но НДФЛ до сих пор распространяется на всех, независимо от доходов. Во многих странах люди с невысокими доходами просто освобождаются от этих выплат», — говорит Валентин Катасонов.
«Идея поднять налоги для определенных категорий лиц возникла минимум 10 лет и наталкивалась на сопротивление предпринимательского корпуса и прочих», — отмечает экономист Михаил Беляев и напоминает, что налоги выполняют три функции: наполнение бюджета, стимулирование либо сдерживание конкретных отраслей, и сглаживание неравномерности доходов наиболее богатые и наиболее бедных людей.
«Разрыв между богатыми и бедными возрастает не только у нас. Во всех странах это примета современного времени», — считает Михаил Беляев и называет плоскую шкалу налогообложения курьезом и вынужденной мерой, затянувшейся на 20 лет.
«Идеальных налогов не существует. Главное, чтобы они не были конфискационными», — подчеркивает экономист.