Почему Россия не Европа

Почему Россия не Европа
25.11.2013 | Текст Константин Фрумкин. Фото Shutterstock.

факторинг
Факторинг уже давно стал неотъемлемой частью отечественного бизнеса. Однако, несмотря на постоянный рост оборотов и большое количество факторинговых компаний, Россия все равно пользуется репутацией страны со сравнительно слабо развитой факторинговой индустрией. Сравнение с государствами Запада показывает, что нашему факторингу есть куда развиваться.

В чем же принципиальные отличия факторинговых рынков в России и на Западе?


Чего не хвастаешься?

Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Опрошенные "Ко" эксперты указывают, что на Западе имеется развитая инфраструктура рынка факторинга, включающая доступное для клиентов и факторов кредитное страхование, наличие квалифицированных кадров с опытом работы в индустрии, доступность информации по поставщикам и покупателям. Как указывает генеральный директор ФК "Политекс" Владимир Емельянов, на Западе благодаря наличию богатого выбора инструментов фондирования возможно создание факторинговых компаний, незначительно связанных с финансовыми институтами. В западных странах есть развитые и эффективно функционирующие национальные факторинговые ассоциации, которые у нас сегодня отсутствует.

Немаловажным отличием является и позиция государства. "У регуляторов в развитых странах уже есть понимание сущности факторинга и невозможности применять к нему кредитные рамки", - констатирует Владимир Емельянов. Начальник управления факторинга Московского кредитного банка (МКБ) Владимир Колодяжный также считает, что в поиске основных различий между российским и западным факторинговым рынком в первую очередь следует обратиться к законодательству. В отечественном законодательстве понятие факторинга очень узкое и сведено лишь к "финансированию под уступку денежного требования". Между тем под это определение не подпадают некоторые разновидности факторинга, например факторинг с наступившим сроком платежа, импортный факторинг и др. За рубежом функции фактора понимаются шире, и финансирование не является единственной из них. Более того, покупка долга может осуществляться не столько с целью финансирования, сколько с целью защиты продавца от неплатежа со стороны покупателя.


Преимущества молодости

Итак, наша инфраструктура неразвита, а наше законодательство слишком узко. И оба этих обстоятельства можно объяснить одной причиной: все-таки российский рынок факторинга по сравнению с американским и европейским слишком молод. Он не успел нарастить "жировых запасов", обзавестись нужными инфраструктурными и финансовыми инструментами, а законодатели не успели вникнуть в секреты специфической отрасли.

Не успел рынок факторинга и занять причитающееся ему место в экономике. Как констатирует статистика за 2012 г., доля факторинга в ВВП РФ составила около 2,6%. Если посмотреть на экономики ведущих европейских стран, например Великобритании, флагмана европейского факторингового рынка, то там данный показатель составляет примерно 16%. Впрочем, это обстоятельство можно считать положительным: значит, есть простор для роста.

Наш рынок молод, но у молодости имеются свои преимущества: все молодое быстро растет. Как сообщила "Ко" начальник отдела международного факторинга Юникредит-банка Виктория Митрофанова, в 2012 г., по данным Международной факторинговой ассоциации Factors Chain International, мировой оборот факторинга продемонстрировал незначительный рост в 8%. Однако есть страны, показывающие куда более быстрый рост рынка: это Гонконг (+69%), Россия (+66%), Польша (+37%), Китай (+26%), Мексика (+24%).

Как можно увидеть из этих цифр, отечественный рынок факторинга по темпам роста занимает второе место в мире и первое в Европе. "Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний, в 2012 г. российский факторинг достиг исторических максимумов по всем измеряемым количественным показателям - объему уступленных требований, объему выплаченного финансирования, количеству клиентов и т.д.", - отмечает Виктория Митрофанова.

Разумеется, расти все время подобными темпами невозможно, тем не менее рост будет быстрым. Как заявил коммерческий директор факторинговой компании "НФК" Корнелиу Робу, в ближайшее время эксперты ждут снижения темпов роста рынка факторинга до 25-35% в год, однако, если будет открыт доступ к этой услуге госсектору, то к 2016 г. мы можем увидеть цифру в 6-7 трлн руб. (по сравнению с 1,4 руб. в 2012 г.).

Чуть похуже прогнозы у Владимира Колодяжного. По прогнозам МКБ, в текущем году рынок остановится перед отметкой в 2 трлн руб., к концу следующего года едва ли дотянет до планки в 2,5 трлн руб."Я не думаю, что прогнозируемое развитие ситуации надо называть страшным словом "кризис". Полагаю, наиболее подходящее название - ухудшение экономической ситуации, в результате которой рост рынка факторинга будет менее значителен, не больше 15%", - рассуждает Владимир Колодяжный.


Государство и информированность

Государство могло бы подстегнуть темпы роста рынка, расширив законодательное определение факторинга. По мнению Владимира Колодяжного, чтобы российскому факторингу занять в ВВП такое же место, какое он занимает в Европе, а рынку достичь таких же значений, в первую очередь необходимы стимулирующие меры со стороны государства, которые сделают сегмент более привлекательным для его участников. Например, путем введения факторинга в состав элементов господдержки реального сектора экономики. Необходимо повышать информированность потенциальных клиентов о факторинге, вовлекать в процесс новые, ранее не охваченные продуктом отрасли экономики. "Говоря о клиентах, нужно отметить, что, несмотря на усилия факторов, еще встречаются такие, которые ничего или практически ничего не слышали о факторинге, предпочитая пользоваться стандартными банковскими продуктами и тем самым ограничивая свои возможности финансирования", - удивляется Владимир Колодяжный.

Точно такого же мнения придерживается Владимир Емельянов. По его словам, развитие факторинга в России сейчас ограничивается законодательством и недостаточной информацией об этой услуге среди предпринимателей. Для того чтобы реализовать потенциал роста, факторинг должен получить государственную поддержку, хотя бы на уровне внесения законодательных изменений. Кроме того, необходима консолидация участников рынка для совместного продвижения и популяризации факторинга среди российских бизнесменов. "Компании, которые никогда не пользовались этой финансовой услугой, в большинстве своем не понимают преимуществ и возможностей факторинга. Поэтому задача факторов - объяснить и рассказать клиенту о том, как с максимальной пользой для бизнеса применить факторинг и как получить от этого наилучший эффект", - подчеркивает Владимир Емельянов.

И опять же: наличие большого количества неинформированных клиентов является залогом быстрого развития индустрии в будущем. "Мы считаем, что наибольший прирост рынка в ближайшие годы обеспечит развитие факторинга в тех клиентских сегментах и отраслях промышленности, которые сейчас его мало используют, - заявляет генеральный директор компании "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. - Я надеюсь, что в перспективе трех-пяти лет мы выйдем на показатели вклада факторинга в ВВП страны на уровне 5-6%".

А еще государство могло бы помочь развитию рынка усовершенствованием статистики. "В России вследствие молодости рынка пока не наработана статистика, - рассуждает директор департамента банковских продуктов и методологии Инвестторгбанка Кермен Найфонов. - Это проблема для нас, ведь в основе создания любого массового продукта лежит управление риском. А для того чтобы управлять риском, нужна статистическая информация. В силу специфики факторинг нельзя сравнивать с кредитом, соответственно факторам бесполезно использовать данные бюро кредитных историй и приходится накапливать статистику самостоятельно, что затрудняет развитие факторинга в секторах малого и среднего бизнеса".


Факторинг и госзаказ

Антон Мусатов мечтает о появлении в России такого новшества, как факторинг муниципального и государственного заказа. На сегодняшний день напрямую Гражданский кодекс РФ не запрещает переуступку прав требований, однако в силу отсутствия некоторых внутренних инструкций и разъяснений для субъектов государственных и муниципальных закупок, а также закупок государственных корпораций применение факторинга является затруднительным. Хотя на самом деле применение факторинга в данном сегменте увеличивает конкуренцию среди поставщиков, снижает цену и позволяет получить доступ к государственных муниципальным закупкам представителям МСБ. Более того, эксперт считает, что факторинг - единственный реальный финансовый инструмент для стимулирования МСБ при работе с госзаказом. Но для того чтобы мечта исполнилась, опять же требуются поправки в законодательство. "Одним из ключевых драйверов роста факторингового рынка станут возможные подвижки в законодательном регулировании в сфере государственных закупок и государственных контрактов: если факторинг получит возможность широкого применения в секторе государственных закупок, его рост не заставит себя ждать", - прогнозирует Антон Мусатов.

"Очень перспективное направление - факторинг в системе госзаказов, - поддерживает коллегу Владимир Колодяжный. - Ликвидация законодательных препон для развития данного сектора станет серьезным катализатором роста факторингового рынка в целом. Например, по оценкам аналитиков "Эксперт РА", принятие необходимых поправок в закон №44-ФЗ, регулирующий отношения в сфере поставок в адрес государственных и муниципальных предприятий, приведет к показателю прироста рынка факторинга примерно на 40% по итогам 2014 г. Как только будут созданы необходимые условия, мы сразу приступим к реализации проекта финансирования поставщиков под государственные и муниципальные контракты".

Любопытно, что разговоры об угрожающей России рецессии участников рынка не пугают, более того, некоторые считают, что факторинг относится к тем сервисам, которые могут даже извлекать из экономических кризисов дополнительные дивиденды. "В предыдущий кризис ни одна торговая или производственная отрасль не прекратила свое существование - предприятия продолжали производить и продавать товары, - отмечает Корнелиу Робу. - Более того, в кризис покупатели особенно заинтересованы в получении отсрочки, а производители особенно опасаются ее предоставлять - риск неплатежа многократно увеличился, когда компании, одна за другой лишаясь финансирования со стороны банков и поддержки акционеров, попадают в довольно непростое положение. В такой ситуации услуги фактора по предоставлению финансирования совместно с поручительством за покупателей становятся особенно востребованы, и при наличии проверенной системы риск-менеджмента фактор имеет все шансы пережить кризис и помочь своим клиентам не просто остаться на плаву, но и существенно увеличить свою долю на рынке".


Виктор Вернов, генеральный директор "Лайф Факторинг":

- Чем определяется конкурентоспособность факторинговой компании?

- Ключевое конкурентное преимущество компании "Лайф Факторинг" - наличие такого института, как "персональный менеджер". Это означает, что отношения с нашими клиентами изначально развиваются на принципиально ином уровне, когда мы работаем друг с другом не как заемщик и кредитор, а как партнеры, совместно принимающие риски по тем или иным операциям. Именно поэтому в нашей компании делается серьезный акцент на умение слышать и понимать нашего целевого клиента - предприятия малого и среднего бизнеса. Организационная структура и операционная деятельность компании подстроены под запросы и нужды подобных клиентов.

Сейчас наши усилия направлены на развитие отраслевой специализации нашего бизнеса через более глубокую сегментацию и клиентов, и дебиторов по типам сделок. Мы считаем, что данный опыт, который будет нарабатываться со временем, позволит нам предлагать более точечные решения - "фишки", актуальные для каждого отдельного сегмента.

Таким образом, использование института персональных менеджеров в связке с отраслевой специализацией позволит нам гораздо лучше понимать профиль каждого клиента и рекомендовать не только наиболее оптимальные факторинговые продукты, но и самые эффективные решения из всей линейки продуктов финансовой группы "Лайф".


Владимир Колодяжный, начальник управления факторинга Московского кредитного банка:

- Какие конкурентные преимущества вашей компании вы могли бы выделить?

- Московский кредитный банк - крупный универсальный банк и надежный фактор, входящий в Топ-10 участников факторингового рынка. Мы предлагаем широкий продуктовый ряд в рамках внутреннего факторинга, способный удовлетворить самого требовательного клиента и охватывающий практически все его потребности. Для клиентов, испытывающих потребность в оборотных средствах, мы предлагаем классический факторинг с регрессом. В случае, когда дебиторы клиента не желают участвовать в факторинговых схемах, мы готовы предложить ему конфиденциальную схему финансирования. Нет возможности оперативно предоставлять документы? Для таких случаев разработан бездокументарный факторинг. Поставщики, желающие избежать рисков неплатежа со стороны покупателей, могут воспользоваться безрегрессным вариантом. Ряд наших продуктов нацелен на дебиторов, желающих получить или увеличить отсрочку платежа: это реверсивный факторинг и дополнительная отсрочка платежа дебитору. По некоторым продуктам возможно финансирование до 100% от суммы поставки с отсрочкой платежа до 180 дней.

В то же время мы не ограничиваемся стандартными условиями, если наш клиент хочет что-то особенное, подходящее именно ему, мы, как правило, идем ему навстречу, разрабатываем и внедряем новые решения, учитывающие его специфику. Например, по некоторым из действующих продуктов мы дополнительно предусмотрели возможность разделить издержки факторингового обслуживания между поставщиком и дебитором. Банк также активно использует практику ускоренного рассмотрения заявок на основании копий документов, переданных по электронной почте. Мы стремимся сделать факторинговое финансирование в МКБ максимально гибким, оперативным и удобным.

Оборот и портфель крупнейших российских факторинговых компаний, млрд руб.

-

Членская организация

Оборот за 9 месяцев 2013 года

Портфель на 01.10.2013

1

ООО "ВТБ "Факторинг"

321

74,5

2

ОАО "Промсвязьбанк"

226

44,6

3

ОАО "Альфа-Банк"

154

28,4

4

ООО "РБ Факторинг"

80

8,4

5

ГК НФК

63

14

6

ОАО "Банк "Петрокоммерц"

62

14,8

7

ЗАО "ЮниКредит Банк"

34

7,6

8

ОАО "АКБ "Металлинвестбанк"

28

3,1

9

ЗАО "Кредит Европа Банк"

7

1,3

10

ЗАО "Русская Факторинговая Компания"

6

1,8

11

ООО "ФакторРус"

н.д.

н.д.

12

КБ РОСПРОМБАНК (ООО)

1,4

0,3

13

ОАО "СДМ-БАНК"

1,2

0,2

14

Банк "Возрождение" (ОАО)

н.д.

н.д.

-

Итого:

983,6

199

Источник: http://asfact.ru