Бизнес на имени

Бизнес на имени
14.07.2014 | Текст Ольга Колтунова. Иллюстрация Артем Костюкевич.

туризм, турбизнес
Туроператорский бизнес в России переживает не самые простые времена: все больше людей стремятся путешествовать самостоятельно. Елена Лысенкова, директор Hospitality In.Comm, утверждает, что сегмент теряет примерно 2-3% в год. Тем не менее даже на падающем рынке ниши всегда есть. Например, в последнее время некоторую популярность обрел туризм по интересам, когда свои группы в путешествия набирают не массовые туроператоры, а специалисты в кулинарии, врачи-диетологи и даже искусствоведы. Какого-либо стандартного определения этому виду туризма еще не придумали. "Я обычно говорю, что мы занимаемся интеллектуальным туризмом", - поясняет Светлана Вахтель, совладелица "Галерея ВИП-ТУР", одной из самых известных компаний на этом рынке.

Недавно в России появилась фирма, именующая свою нишу "экспертным туризмом". Смысл - придумать интересную выездную программу, которую будет вести известный специалист по какому-либо направлению: искусство, кулинария, религия, антропология... Этот бизнес под названием More Than Travel создали Вадим Зеленский, президент Ассоциации бизнес-туризма, и его партнер-галерист Ирина Цуканова. "Для нас важно найти хорошего эксперта, который разбирался бы в своем деле, мог хорошо рассказать, вел себя без излишней заносчивости и при этом не превращался бы в гида, а принимал маленькую группу туристов, как своих гостей. Если эксперт начнет рассказывать хорошо поставленным голосом, по накатанной "посмотрите направо, посмотрите налево" - это уже другой бизнес", - подчеркивает Ирина Цуканова. Задача Ирины Цукановой - достучаться до состоятельных туристов, готовых платить за такой познавательный отдых примерно от 1200 евро на человека за четыре дня (без учета стоимости авиабилетов). Цена тура может достигать 200 000-300 000 руб.

Между тем рынок туризма по интересам уже достаточно конкурентен. За кошельки богатых туристов, которым уже успел надоесть как массовый туризм, так и самостоятельный, борются несколько компаний, в том числе коммерческие структуры, созданные телезвездами. К примеру, историк моды, звезда Первого канала Александр Васильев развивает свою "Выездную школу", агентство "Клуб путешествий Михаила Кожухова" недавно открыл телеведущий и автор программ "В поисках приключений" и "Вокруг света" Михаил Кожухов. Светлана Вахтель рассказывает, что незадолго до запуска "Клуба" звонила известному путешественнику, чтобы пригласить его стать экспертом, но Михаил Кожухов отказался и предпочел открыть собственный бизнес. По словам совладелицы "Галерея ВИП-ТУР", подобных компаний на рынке со временем может стать больше.


От галереи до туризма

"Мое первое путешествие с группой туристов состоялось еще в 2010 г., - вспоминает Ирина Цуканова. - Михаил наблюдал за моими действиями в Facebook. Дело в том, что я работала в "Галерее Онтоарт" и организовывала лекции по истории искусства. Нашла интересного лектора, который предложил курс не для специалистов, а для бизнесменов, желавших открыть для себя искусство. И вдруг во время лекции студенты высказали идею о том, что хорошо бы всем нам вместе с нашим лектором съездить в лучшие музеи мира и посмотреть на то, о чем рассказывает искусствовед, своими глазами. И я взялась организовать поездку. В результате получилось так, что никто из тех, кто был на этих лекциях в Москве, с нами так и не смог поехать, но группа в Рим все равно набралась. В то время подобных турпродуктов существовало совсем немного, я о них не знала ничего, поэтому изобретала собственный велосипед".

"Италия с искусствоведом", по словам Ирины Цукановой, оказалась интересной тем бизнесменам, которые и так бывали в Риме по работе, а теперь смогли изучить все системно - от Древнего Рима до Рима современного, заново открыв для себя Вечный город. "Те, кто ездил с нами, сказали, что, если я буду собирать группы и дальше, они поедут со мной и в другие места", - добавляет Ирина Цуканова. Правда, в тот момент выездные туры для галериста были просто хобби.

Как бизнес-проект "выездное искусство" Ирины Цукановой стартовало лишь в конце 2012 г., когда к делу присоединился Вадим Зеленский, инвестировавший $100 000 в создание сайта, маркетинг и персонал. "Мы считаем, что у нас стартап, потому что такого рода бизнес нуждается в длительной раскрутке", - говорит Ирина Цуканова. В More Than Travel объясняют, что подобный вид туризма, безусловно, выгоднее обычной туроператорской деятельности. Группы маленькие, всего по 7-14 человек, зато маржинальность выше, чем в обычном туроператорском бизнесе, и составляет порядка 30% по сравнению с 15% от стандартных туров. Всего в компании работают четыре человека. Однако бизнес не самый мелкий: по расчетам, оборот на 2015 г. должен составить 35-40 млн руб. Ведь туры недешевые, а платят деньги состоятельные люди, которым интересно что-то новое. Как правило, информацию об искусствоведческих турах продвигают через различные галереи, рассказывающие о возможности съездить в Рим, Венецию, Париж вместе с конкретным экспертом-искусствоведом. Огромное значение в этом бизнесе имеет и "сарафанное радио" - знакомые знакомых.


Поход за устрицами

Впрочем, от узкой искусствоведческой специализации компания уже отказалась и организует разные туры. Сейчас More Than Travel, среди прочего, планирует поездку в Данию, где Ирина Цуканова и ее туристы намерены охотиться на устриц. Суть поездки в том, что в сезон ловли устриц каждому "ловцу" выдадут специальные приспособления для сбора моллюсков в воде, каждый возьмет с собой холодную бутылку белого вина, будет ловить в море устриц и сразу отправлять добычу в рот. Гурманы полагают, что только так и можно распробовать настоящий устричный вкус.

Планируется также и познавательная поездка в Танзанию, где группа займется культурно-антропологическими исследованиями под предводительством известного антрополога и исследователя Африки. Точную сумму, которую состоятельные бизнесмены, топ-менеджеры или рантье заплатят за эту поездку, Ирина Цуканова не озвучивает. Но тур будет самым дорогим за всю историю компании. "Как правило, для привлеченного эксперта гонорар, который он получает за поездку, не главное. Он может получать и небольшие деньги. Ведь известные люди довольно состоятельны и ездят в общем-то не ради дохода", - отмечает Светлана Вахтель. Для них тур - это возможность поделиться опытом, обрести благодарных слушателей или даже просто развеяться. Куда дороже стоят отели - они, как правило, высокого класса, и прочий сервис.

Также туристы Ирины Цукановой, как выяснилось, полюбили Грузию. Туры в эту страну есть и у Светланы Вахтель. Основные клиенты - это люди в возрасте от 35 лет: увидеть эту близкую когда-то страну вновь, теперь уже совсем другую, им оказалось интересно.


Яркая личность

Со знакомства с небезызвестной персоной, а именно с Ириной Хакамадой, начался проект "Галерея ВИП-ТУР". Светлана Вахтель занималась совсем другим бизнесом, связанным с организацией мероприятий, но на одном из них и познакомилась с Ириной Хакамадой и в 2010 г. организовала поездку с ней в Таиланд. "У нас появились лояльные туристы, и мы стали организовывать туры и дальше", - рассказывает Светлана Вахтель. Сейчас это опять же поездки в Африку, только с исследователем сафари Сергеем Ястржембским, специальные туры с врачами-диетологами, туры для подростков, во время которых их обучают гольфу и конному спорту. "Этот бизнес связан с личностью организатора, - подчеркивает Светлана Вахтель. - Все по звонку: "Ты едешь?" - "Я - да". - "Тогда я тоже". Проекту прежде всего нужна яркая личность".

Собственно, яркие личности хорошо знают, что подобным образом можно монетизировать свою известность. К примеру, актриса Юлия Высоцкая, жена режиссера Андрея Кончаловского, увлечена кулинарией, а Продюсерский центр Андрея Кончаловского занимается организацией ее туров. В 2011 г. "Кулинарные путешествия Юлии Высоцкой" задумывались как программа на ТВ, однако в тот момент телевидение идеей не заинтересовалось. Тогда актриса вспомнила о статье в женском журнале, где рассказывалось, как известные дизайнеры, актеры и музыканты приглашают людей за известную плату пожить у себя дома. Супруги решили пригласить гостей на свою виллу в Тоскану и объявили об этом в соцсетях. На призыв откликнулись многие, однако платить согласились лишь сорок человек, из них уже отобрали небольшую группу, и первый опыт прошел успешно. Теперь Продюсерский центр Андрея Кончаловского возит туристов в Тоскану, Венецию, Бордо и прочие места, не только на виллу Кончаловского и Высоцкой, но и в съемные шато. Мастер-классы дают известные повара. Причем Юлии, которая все-таки ведет на нашем ТВ кулинарные программы, легко получить на их услуги скидку: ведь столь полезные знакомства нужны им для продвижения на российском ТВ. Первоначальные инвестиции составили 800 000 руб. - на регистрацию компании как туроператора, страховые взносы и пр. Основные расходы - это проживание туристов и трансферы. В 2013 г. прибыль составила около 2 млн евро.


Много путешествий

Хотя Юлия Высоцкая и ориентировалась на статью о зарубежном опыте, у российских медийных персон подобный бизнес уже был. Еще в 2005 г. свою "Выездную школу" открыл историк моды Александр Васильев, ведущий программу "Модный приговор". Он не только возит девушек за покупками и говорит о моде, но и устраивает экскурсии в музеи, прогулки по городу. Впрочем, сам Васильев отказался рассказывать о проекте.

Вопросы о заработке немного смутили и другого телеведущего, занявшегося подобным проектом. "Про деньги: неудобный вопрос, но отвечаем честно. Да, мы зарабатываем на путешествиях. Немного, чтобы хватало на зарплату сотрудников и на развитие клуба", - говорит Михаил Кожухов (программы "Вокруг света", "В поисках приключений"). Цены в общем-то немаленькие. Поездка на яхте по Средиземному морю (Греция) на пять дней обойдется в 1227 евро с человека (без учета стоимости авиабилетов). "Если мы говорим о яхте вместимостью восемь человек: в среднем шкипер, организующий поездку, берет примерно 100 евро в день с человека, а также каждый из членов экипажа скидывается в судовую кассу, на продукты, но это совсем немного плюс 100-200 евро на всю поездку на неделю или две. Шкипер оплачивает аренду яхты, и при этом в плюсе примерно на 2000-3000 евро. Конечно, туроператорская наценка здесь видна. Но турист платит за общение с известным путешественником", - комментирует один из апологетов яхтенного туризма.

Около года назад Михаил Кожухов основал свой "Клуб путешествий". Причем игроков рынка сразу поразил размах, с которым телеведущий подошел к вопросу. "На сегодня мы предлагаем около 70 путешествий в самые интересные и удивительные, на наш взгляд, места планеты", - рассказывает Михаил Кожухов. Лишь часть из них проводит сам Кожухов, остальные - другие известные люди, например, фотографы, художники и пр. Но 70 поездок - это весьма серьезная заявка для такого бизнеса. "Интересно, какие из этих программ реально работают и набирают группы?" - интересуется совладелица одной из компаний этого сектора.

"Такой бизнес довольно рискованный. Многие начинают им заниматься, но получается не у всех. Можно потратить деньги на то, чтобы заранее забронировать отели для группы, а потом получить заявку всего от одного туриста", - предупреждает Светлана Вахтель. В таком случае тур срывается, а компания остается в убытках.


Вместе с экспертом

"Подобные проекты, как "экспертный" или "интеллектуальный" туризм, - это нишевый продукт. Турист может поехать в поездку с известным человеком, профессионалом своего дела, зарядиться от него позитивной, "денежной" энергией. Продается доступ к известной персоне. Многие пытаются организовывать такие туры - и кулинары и фитнес-тренеры. Важно, чтобы имя человека было брендом, но это в любом случае узкий, нишевый бизнес, - рассуждает Елена Лысенкова. - И он очень зависит от одного определенного человека. Какое у "звезды" сегодня настроение? Удастся ли наладить контакт с людьми? А ведь все мы люди, с кем-то у "звезды" есть контакт, с кем-то - нет". Кроме того, иногда, пользуясь силой имени известной персоны как брендом, компании этого сектора забывают о необходимом в данном случае сервисе. "Я была в "Кулинарной школе Юлии Высоцкой" в Москве. Понятно, что сама актриса не может присутствовать на всех занятиях. Но видеообращение Юлии к своим студентам можно было записать? Не было даже этого", - сетует Елена Лысенкова. "Ни о каких обещанных ежедневных шестичасовых рассказах маэстро (Александра Васильева. - Прим. "Ко") о культуре, искусстве, архитектуре страны во время поездки в Марокко не было и речи (хотя именно за это были заплачены дополнительные немалые деньги). Зато богатым дурочкам рекомендовали покупать дешевый товар по высокой цене, - пишет в отзыве о "Выездной школе" одна из поклонниц Васильева. - "Выездные школы" в Рим, Мадрид, Стамбул проходили иначе: господин Васильев все-таки выступал в качестве гида. Однако развод на деньги при "рекомендациях" купить ту или иную вещь стал уже нормой".

Тем не менее компании, занимающиеся туризмом, связанным с дорогими авторскими или экспертными путешествиями, говорят, что не замечают какого-то кризиса: желающие платить за такие поездки находятся, даже если экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего.

Ирина Цуканова рассказывает, что ее More Than Travel выходит и на корпоративный рынок, так как корпорациям экспертный туризм тоже интересен: нужно развлечь партнеров, премировать топ-менеджеров. Тем более что в поездках с ней уже неоднократно были замечены владельцы собственного бизнеса. В планах компании увеличивать оборот на 50% в год минимум.

"В такого рода нишевом бизнесе можно, конечно, увеличить оборот и на 50% в год, если, скажем, компания делала одну поездку, а теперь будет предлагать две. В любом случае это очень узкий сегмент рынка, и он никогда не сможет перерасти свой "кулуарный" формат", - резюмирует Елена Лысенкова.


Кто предлагает в России авторские, экспертные, интеллектуальные туры

1. "Галерея ВИП-ТУР"

2. More Than Travel

3. "Клуб путешествий Михаила Кожухова"

4. "Выездная школа" Александра Васильева

5. Актриса Юлия Высоцкая

6. Блогер и автор книг по кулинарии Ника Белоцерковская

7. Блогер Юлия Дьяченко