30 лет фитнеса в России: вызовы прошлого и планы на будущее

Интерес россиян к фитнес-услугам начал восстанавливаться после пандемии. Несмотря на вызовы 2022-го, сфера фитнеса по итогам прошлого года отличилась ростом выручки на 11%, до 181 миллиарда рублей. Результат порадовал участников индустрии, и они стали строить планы по активному масштабированию бизнеса. 

Объем рынка фитнес-индустрии в РФ по итогам первых шести месяцев текущего года уже превысил прошлогодний показатель. По прогнозам Национального фитнес-сообщества (НФС), к концу декабря в стране будет насчитываться до 8,6 тысячи спортклубов (+5% год к году). 

Новые заведения открывают как новички, так и старожилы бизнеса. Так, в этом году заработало еще несколько новых филиалов сети World Class — одного из первопроходцев фитнес-индустрии в России (присутствует на рынке с 1993 года). О становлении бренда World Class, вызовах последних лет и планах на будущее — в материале «Компании». 

 

 

Сеть World Class в России начинала свою историю с улицы Житная. Для первого фитнес-клуба был выбран один из самых старых и престижных районов Москвы — Замоскворечье. Тогда в этой части столицы строились одни из первых элитных домов, локация застраивалась параллельно с «Золотой милей». Открытие состоялось 20 апреля 1993 года и стало настоящим событием в жизни москвичей. В новинку было и то, что при клубе также работал брендовый спа-салон Beauty Spa by World Class. 

Вскоре, в 1997-м, World Class открывает второй клуб в Москве — на проспекте Вернадского. Его особенность — круглый бассейн и джакузи, о которых в России тогда мало кто знал. Клуб быстро начал набирать популярность, и стало очевидно, что фитнес-услуги в нашей стране востребованы и нужно расширять сеть. 

Так, в 1999-м было запущено франчайзинговое направление по развитию спортивно-оздоровительных центров под брендом World Class на территории РФ и стран СНГ. В том же году компания получила лицензию за номером 001 в реестре Минспорта, а основатель и президент фитнес-сети Ольга Слуцкер учредила первую в области фитнеса премию World Class Fitness Awards. Годом позже сеть открыла свой первый клуб в «черной» люксовой линейке. В 2000 году World Class вошел в ежегодный рейтинг фитнес-клубов мира Global 25. И это всего через 7 лет с момента открытия первого клуба на Житной. 

 

 

Дальше — больше: проведение собственных Олимпийских игр по летним видам спорта среди самых активных членов клуба, открытие новых филиалов и спа-салонов (в том числе уникального в своем роде и первого в Москве и в России клуба только для женщин World Class Lady’s со специальным набором групповых программ и танцевальной студией), первая победа в премии Effie Awards, за которой последовали многие другие, запуск проекта обучения и ежегодной аттестации тренеров сети. Бизнес развивался семимильными шагами. 

В 2012 году World Class подписывает соглашение с Оргкомитетом «Сочи 2014» и становится поставщиком Олимпийских игр — 2014 в Сочи в категории «Услуги для фитнеса». К событию компания организует пять фитнес-пространств (от концепции до обеспечения фитнес-персоналом) и предоставляет своих лучших тренеров на время проведения Олимпийских игр. Участники соревнований и аккредитованные журналисты со всего мира могли заниматься фитнесом круглосуточно.

«Участие в Олимпийских играх в Сочи, конечно, было большой честью для нас, мы стали первой фитнес-сетью, получившей такой почетный статус. Для нас это значило прежде всего признание нашего авторитета в индустрии российского фитнеса и спорта, возможность показать себя как экспертов на максимально широкую международную аудиторию и, как следствие, прекрасные перспективы для сотрудничества с потенциальными партнерами», — поделился с «Компанией» генеральный директор World Class Николай Прянишников.

 

 

Наибольший рост компании пришелся на 2018–2019 годы. За этот период капитализация «Русской Фитнес Группы» (владелец World Class) достигла порядка 125 миллионов долларов. Тогда еще никто не подозревал, какие вызовы ждут весь мир уже в следующем году. 

Пандемия устроила бизнесу настоящую проверку на выносливость — из-за локдауна рестораны, отели, фитнес-клубы остались без клиентов. При этом необходимо было платить зарплаты сотрудникам и вносить платежи по аренде. Многие компании не смогли адаптироваться к новым условиям и были вынуждены инициировать банкротство. 

Однако, несмотря на ковидные ограничения, World Class продолжил расширяться и открывать новые клубы, в том числе по франшизе. Более того, именно в 2020-м компания достигла отметки в 100 клубов сети, открыла первый под новым брендом UFC Gym Russia и выпустила лимитированную коллекцию одежды для плавания совместно с брендом TYR. Годом позже клиентов клуба ждал еще один приятный сюрприз, а именно запуск сети брендовых магазинов WStore для продажи товаров для фитнеса, спорта и активного отдыха.

Кроме того, для поддержки контакта с клиентами во время пандемии World Class запустил масштабный проект онлайн-тренировок в YouTube и Instagram*. Формат быстро стал популярным среди широкой аудитории. В результате в 2021-м World Class выпускает на рынок собственный цифровой продукт — приложение для самостоятельных занятий фитнесом WannaFit. В этом году компания разработала и ввела в клубное расписание авторские групповые программы World Class Training System.

Сегодня, спустя 30 лет с момента открытия первого фитнес-клуба в Замоскворечье, World Class является крупнейшей российской фитнес-сетью с 49 собственными и 66 франчайзинговыми клубами в 42 городах в 10 странах — России, Казахстане, Грузии, Кыргызстане, Азербайджане, Беларуси, Турции, Монако, Швейцарии и на Кипре. И, конечно, компания не собирается останавливаться на достигнутом. 

 

 

«Планов много, мы активно развиваемся по многим направлениям. Прежде всего, это, конечно, расширение сети клубов — и собственных, и франчайзинговых; расширение географии — новые страны и города; масштабирование сети брендовых центров красоты и здоровья World Class Spa, включая запуск франшизы; развитие сети клубов под брендом UFC Gym Russia», — рассказал Николай Прянишников. Среди других приоритетных задач наш собеседник выделил цифровизацию сервисов и развитие диджитал-направления бизнеса.

Кроме того, команда World Class планирует продолжать активно работать над сервисом и клиентскими возможностями, расширять перечень услуг и продуктов и растить профессионалов для фитнес-индустрии. Последняя сейчас переживает кадровый голод, и на это есть целый комплекс причин: последствия пандемии, растущее число фитнес-объектов, последствия демографического кризиса 90-х, отметил Прянишников.

«Мы стараемся внести свою лепту в решение проблемы кадрового голода в индустрии. На базе нашей компании создан и успешно работает World Class University, который готовит сотрудников для фитнес-индустрии по нескольким направлениям», — подчеркнул глава сети.

Помимо развития различных бизнес-направлений в РФ и за ее пределами, World Class также регулярно принимает участие в значимых социальных проектах. Так, в этом году волонтеры World Class в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи присоединились к всероссийской акции «Сохраним лес», которая направлена на восстановление лесов, пострадавших от пожаров, вредителей и прочих негативных факторов. 27 августа World Class провел беспрецедентное спортивное событие — благотворительный вертикальный забег по трассам и трамплину горнолыжного комплекса «Воробьевы горы», приуроченный к 30-летнему юбилею компании. Собранные средства были переданы фонду «Жизнь в Движении» для помощи детям с ограниченными возможностями.

*Meta — признана в России экстремистской организацией и запрещена на ее территории, принадлежащие ей Instagram и Facebook заблокированы в РФ