Top.Mail.Ru
финансы

48 часов, чтобы одуматься

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Госдума приняла в первом чтении законопроект о «периоде охлаждения», который может обязать банки ограничивать пополнение счетов на суммы более 50 тысяч рублей в течение 48 часов после выпуска виртуальной карты. Это вынужденная мера в борьбе с новым видом мошенничества, который набирает обороты в России.

По данным Сбера, сегодня каждый второй случай хищения средств с банковских карт происходит по новой схеме: мошенники убеждают держателей карт привязать к своим мобильным устройствам чужие виртуальные карты и пополнить их через банкомат. В ответ на это весной 2025 года Национальная система платежных карт (НСПК) планирует запустить новый сервис безопасности, который позволит банкам ограничивать операции с недавно выпущенными виртуальными картами.

Схема работает следующим образом: преступники вступают в контакт с потенциальной жертвой и, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, убеждают человека в том, что он стал жертвой мошенников и предлагают решение, как спасти свои деньги. Для этого нужно установить платежное приложение, например Mir Pay. После этого они просят привязать к нему определенную карту и внести на нее наличные средства через банкомат. Особенность этой схемы в том, что жертва использует собственный телефон и привычное платежное приложение, что создает ложное чувство безопасности и контроля над своим банковским счетом.

Суть подхода НСПК заключается в том, что банки смогут ограничивать операции пополнения виртуальных карт в течение первых двух дней после их выпуска. Как сообщили «Известиям» в НСПК, этот «период охлаждения» даст время клиентам одуматься и осознать, что они находятся под влиянием мошенников.

Крупные банки уже начали готовиться к внедрению нового сервиса. В ВТБ сообщают, что уже сейчас ограничивают пополнение токенизированных карт на суммы от 30 тысяч рублей. ПСБ и банк Дом.РФ также планируют присоединиться к инициативе. ОТП Банк пошел еще дальше и внедрил гибкую систему контроля, которая учитывает не только размер единовременного пополнения, но и общую сумму операций за определенный период.

Однако внедрение нового сервиса сопряжено с техническими сложностями. Как пояснил «Известиям» начальник управления информационной безопасности ОТП Банка Антон Замараев, одна из проблем заключается в том, что средства, при отказе в приеме наличных,  могут остаться в банкомате стороннего банка. В этом случае их возврат потребует прохождения нескольких инстанций, что создаст неудобства для клиентов.

Руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева отметила, что хотя двухдневный период ограничений не является универсальным решением проблемы, его должно быть достаточно, чтобы близкие или сотрудники банка успели предупредить потенциальную жертву о возможном мошенничестве.