$ 70.98
 80.01
£ 89.31
¥ 66.28
 75.33
GOLD 1800.88
РТС 1234.42
DJIA 25706.09
NASDAQ 10558.39
рынки

50 оттенков прочитанного

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Книжный рынок в России сжимается и сокращается. Объем традиционного книгоиздания, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, за последние 10 лет сократился почти на 50 %.

Уменьшается число наименований печатной продукции, средний размер тиража и даже средний объем произведения. Значительная часть изданного сегодня — это или детские книги, или школьные учебники. Совокупный объем тиражей учебников превышает всю напечатанную нон-фикшен- и художественную литературу вместе взятые.

В 2019 году государство спасло печатное книгоиздание от падения: рост государственного финансирования на обновление фондов библиотек позволил сохранить показатели прошлого года — около 305 млн изданных экземпляров, что почти в два раза меньше, чем в начале 2000-х, и более чем в пять раз меньше, чем в 1991 году. Для сравнения: в 1991 году совокупный тираж книг, изданных в Российской Федерации, составил 1 млрд 629,9 млн экземпляров, в 1995-м, уже в новой России, — 475 млн, в 1999-м — 421,5 млн, в 2002 году — 591,3 млн экземпляров.

Общая статистика по печати и продажам бумажных книг неутешительна: россияне читают мало и чаще делают это по принуждению. Излюбленные начальством разных уровней тезисы о литературоцентричности нашей страны ушли в прошлое вместе с миллионными тиражами.

Акунин и другие

На этом фоне позитивнее и интереснее выглядит статистика рынка электронных книг. Согласно данным журнала «Книжная индустрия», количество продаж книг в сети год от года увеличивается. Сегодня доля электронных книг в совокупном книжном рынке составляет чуть больше 10 %.

В денежном выражении общий объем рынка электронных книг в 2019 году превысил 4 млрд руб., а вместе с аудиокнигами составил более 6 млрд руб.

К тому же электронные книги не закупаются массово государством и поддаются беспристрастному подсчету, что позволяет выяснить книжные предпочтения россиян без всякого искажения.

Среди авторов лидером портала «Литрес» за последние 10 лет стал Борис Акунин: его книги были проданы совокупным тиражом около 1 млн экземпляров. Вслед за создателем Эраста Фандорина и сочинений на тему русской истории через одного в рейтинге располагаются авторы детективов и фантазий о боях в прекрасном посткатастрофическом будущем: Сергей Лукьяненко, Ю Несбё, Александра Маринина, Дарья Донцова, Елена Звездная, Татьяна Полякова, Сергей Тармашев и Артём Каменистый.

В то же время абсолютным лидером продаж в период с 2013 по 2019 год на портале «Литрес» стала серия книг Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». Эротическая книга о садомазохистской любви молодого миллионера и юной студентки побила все рекорды продаж. Из-за особого половозрастного состава читателей в США за ней закрепилось звание «маминого порно». Для русского читателя эта книга сродни сериалу «Рабыня Изаура» или фильму «Красотка» на следующем витке ускорившейся сексуальной революции. Удивительным образом «Оттенки» заняли первые строчки американских, европейских и российских книжных рейтингов — эротический наркоз о запретных сексуальных практиках не знает преград на своем пути.

В остальном в прошедшее десятилетие нравственные и духовные ориентиры россиян были сформулированы в книгах про убийства супругами супругов, а также в рассказах о трудностях выживания в постапокалиптических мирах.

Для сравнения: в США, по данным англоязычного сервиса lithub, набор книг отличается чуть большим жанровым и сюжетным разнообразием. За последние 10 лет наибольший успех добились книги писателей Э. Л. Джеймс (книга «Пятьдесят оттенков серого» и ее продолжения), Сьюзен Коллинз (трилогия «Голодные игры»), Кэтрин Стокетт (роман «Прислуга»), Пола Хокинс (психологический триллер «Девушка в поезде»), Гиллиан Флинн (триллер «Исчезнувшая»), Джон Грин (подростковый роман «Виноваты звезды»), Стиг Ларссон (триллер «Девушка, которая застряла в паутине») и Вероника Рот (роман-антиутопия «Дивергент»).