70% автоперевозчиков России работают в серую
Легально на российском рынке работает лишь 25% грузоперевозчиков. Такие цифры приводит ассоциация «АвтоГрузЭкс» в исследовании, проведенном при участии Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», и компания ПЭК, DIZI Group и Dentro.
Всего в стране зарегистрировано свыше 6,7 млн грузовых машин, которыми владеют около 300 тыс. собственников, как физических, так и юридческих лиц. Но, по данным исследования, почти 70 % из них работают вне правового поля. Это подтверждается статистикой Rusprofile: деятельность в категории грузового автомобильного транспорта и услугам по перевозкам (ОКВЭД 49.4) в настоящее время ведут лишь 66 589 компаний, иными словами не более 30% юрлиц, владеющих ТС.
Зачастую такие игроки рынка демпингуют, применяют различные схемы ухода от налога, что создает неконкурентные условия в отрасли и потенциальные проблемы для контрагентов. Кроме того, по словам президента «АвтоГрузЭкс», замдиректора компании ПЭК Вадима Филатова, из-за серой занятости растут показатели аварийности и число инцидентов с грузами. А глава Dentro Игорь Илькаев отмечает, что легальные перевозчики теряют значительную часть заказов из-за нелегальных перевозчиков, предлагающих более низкие тарифы, так как они не выполняют обязательные платежи.
Также эксперты подчеркивают, что транспортная отрасль быстро цифровизируется, а регулирование ужесточается, цепочки поставок становятся более прозрачными и заниматься перевозкой грузов нелегально скоро возможности не будет. Тем более, что депутаты ГД проголосовали в первом чтении за законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ». Документ предусматривает, что вести коммерческую деятельность грузоперевозчики смогут только после регистрации в реестре. Исключение же из реестра автоматически такой возможности лишает.
Несмотря на эти меры легальный бизнес выступает с другими инициативами по обелению рынка. В частности, в «АвтоГрузЭкс» предлагают ввести единую систему показателей, по которой партнеры, клиенты и органы власти могли бы оценить грузоперевозчика. В частности, предлагается для расчета индекса надежности учитывать уровень средней начисленной зарплаты, которая будет определяться из соотношения ФОТ с числом работников. Это связано с тем, что, по оценкам Ассоциации, в большинстве случаев грузоперевозчики экономят на выплатах подоходных налогов (НДФЛ) и страховых взносов, занижая официальные данные по заработной плате и перечисляя работникам только МРОТ — 19 242 руб. в месяц.
Как отмечает финдиректор ПЭК Роман Ромашевский, базой для расчета может стать среднемесячная зарплата сотрудника в категории «деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта» (ОКВЭД 49). В 2023 году Росстат оценивал ее в 77,5 тыс. рублей. В качестве альтернативы может использоваться медианная зарплата в отрасли.
Как выявили эксперты из «АвтоГрузЭкс», часто компании оптимизируют выплаты НДС. Преимущественно — с применением «топливной схемы», когда в качестве оплаты субподрядчикам, работающим по УСН или патенту, поступают не денежные средства, а горючее, причем документально это никак не отражается. При этом топливо, якобы, истратила сама компания-наниматель, и она проводит вычет по НДС.
Среди индикаторов надежности перевозчиков в Ассоциации называют также количество сотрудников в связке с число автомобилей.
«АвтоГрузЭкс» совместно с ФНС России и Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков «РАДО» инициировали создание рабочей группы, которая займется разработкой единой системы показателей целевой налоговой нагрузки. Это должно, по мнению организаторов, повысить качество перевозок и уровень соцобеспечения занятых в отрасли.