А были ли деньги?

13.05.200200:00

Майские бесконечные празднования, где мирно соседствуют Пасха Христова и День солидарности трудящихся, по своей протяженности вполне сравнимы с рождественскими и новогодними каникулами. Только и разницы, что на Пасху красными бывают яйца-крашенки, а на Новый год – нос у Деда Мороза. Да еще то, пожалуй, что в Новый год приподнятое настроение равно ощущается и в телепередачах, и на улицах – то есть рад празднику весь народ. А вот верноподданническое шествие профсоюзов по Красной площади народным гуляньем никак не назовешь. Что касается лозунгов о повышении заработной платы, то разве же кто против? Наоборот, хорошо бы еще и гонорары повысить. Только сами знаете: демонстрация идет, а караван… тоже идет. Или вот еще совпадение. Транслируют – как и пятиминутное новогоднее обращение президента – одновременно по всем центральным каналам пасхальную службу, хотя в церковь в России ходит около трех-четырех процентов населения. Никто, правда, смотреть (а тем более стоять – по примеру руководства) не заставляет. Все-таки это не оздоровительный спорт. Главное, перестали церковные службы торговать водкой и сигаретами – и за то спасибо.

Вообще приятно, что долгие весенние гулянья предваряют период летних отпусков. Но среди всеобщего расслабления кое-кто еще работает. В Москве, например, продолжается судебное разбирательство по поводу кредита, который Центробанк выдал в счастливом 1998 году «СБС-Агро». Обвинение считает, что кредит пропал, и вызывает в качестве свидетелей руководителей ЦБ разных периодов, в том числе и самого Виктора Геращенко. Геращенко идти в суд не вызвался, а другие руководители объяснили, что обвиняемый – ответственный сотрудник московского управления ЦБ – не является государственным служащим и потому не может обвиняться в злоупотреблении служебным положением. И вообще государство никакого ущерба не понесло, поскольку кредит переоформлен в долговые обязательства, срок выплат которых наступает через 25 лет. В реальной жизни это, правда, означает: «С Достоевского получите, дефективные». При этом ни у кого нет сомнений, что без ведома начальства этот самый сотрудник вряд ли подписал бы кредитное соглашение почти на шесть миллиардов рублей. В ЦБ, ничтоже сумняшеся, утверждают, что миллиарды эти выдали по просьбе регионов для кредитования посевной. То есть дали деньги на посевную, а «СБС-Агро» эти деньги посеял и вырастил полубронзовые облигации. В общем, служим трудовому народу. Остается за все это наградить руководство ЦБ именным оружием и закрыть дело. А главное, пожелать главному персонажу этой истории – оставшемуся как всегда в стороне бывшему владельцу «СБС-Агро» А.П. Смоленскому дальнейших успехов. Тем более что в конце прошлого года Центральный банк снова выдал ему лицензию на банковскую деятельность. Очевидно, возникла нужда в двадцатипятилетних облигациях или еще в чем-то столь же ликвидном. Скорее всего, лицензия выдана на вполне законных основаниях. Хотя кто же не знает, что ни один банк не кинул своих клиентов с такой силой, как ведомый Смоленским «СБС-Агро». Конечно, и само государство внесло свое лепту в кризис, построив «пирамиду» из ГКО, которые многие банки были просто обязаны покупать. Но именно Александр Павлович оказался самым прилежным учеником. И потому он может снова начинать полезную банковскую деятельность.

А все оттого, что в России до сих пор нет понятия «деловая репутация». Можно сколько угодно говорить, что у Н. твердая такса на «откат», М. заказал конкурента прокуратуре, В. – специалист по «пирамидам», а этот вообще Березовский, но при очередных сделках вся информация об этих персонажах почему-то выносится за скобки. Речь конечно же не о правовых последствиях. Просто деловая репутация бизнесмена должна стать столь же непременной его характеристикой, как и кредитная история. По деловой репутации должны оценивать и номенклатурных госслужащих (в том числе и руководителей ЦБ), поскольку предполагается, что и на прежнем посту, и на новом они делом занимаются. Разумеется, господ парламентариев от всего этого следует освободить, поскольку их репутации могут широко обсуждаться во время очередных выборов.

Государство, кстати, в лице ЦБ выдавало «СБС-Агро» лицензию – а значит, отвечало перед гражданами за сохранность их вкладов. Так что для начала неплохо было бы государству озаботиться своей собственной деловой репутацией. К весеннему севу это, понятно, никакого отношения не имеет.