А деньги и ныне там
Казначейское обслуживание бюджета стало, похоже, несбыточной мечтой российского правительства. Или, вернее сказать, так и не реализованной декларацией. Достаточно сказать, что на днях правительство в пятый раз (!) заявило о намерении перевести наконец в казначейство счета ГТК. Несмотря на то что угрозы перевести бюджетные средства на казначейское исполнение звучат из уст высокопоставленных бюрократов постоянно, статистика свидетельствует о прямо противоположной тенденции. На протяжении всего первого полугодия 2000 года объем средств расширенного бюджета (то есть бюджетов всех уровней, а также различных внебюджетных фондов и средств государственных учреждений и ведомств), помещенных в коммерческие банки, неуклонно рос. Причем увеличение бюджетных средств в банках происходит нарастающими темпами. С января по июнь объем бюджетных средств в российских банках увеличился почти в три раза - с 31 млрд руб. до 90 млрд (см. график 1). И нет оснований предполагать, что в ближайшее время эта тенденция изменится.
Как и следовало ожидать, самым "бюджетным" российским банком является Сбербанк России. Столь же естественно, что лидирует этот банковский монополист с большим отрывом. Сбербанк является безусловным лидером и по объему привлечения бюджетных средств в первой половине нынешнего года (см. табл. 4). Счета региональных таможен, государственных унитарных предприятий, обслуживание коммунальных платежей, разрешение уплаты налогов мелкими фирмами и индивидуальными предпринимателями через Сбербанк - вот далеко не полный перечень дополнительных возможностей, полученных банком в нынешнем году.
Объективно сложившаяся и объяснимая - Сбербанк на 58% принадлежит государству в лице Банка России, партия реализуется и на региональном уровне. Банк Москвы (второе место в списке "самых бюджетных" и третье - в списке самых активно привлекающих бюджетные ресурсы), Ханты-Мансийский банк (третье и второе места соответственно), Башкредитбанк (четвертое и седьмое места), Золото-Платина-Банк (пятое место в обеих таблицах) и т.д. Присутствие банков среди лидеров по объемам бюджетных средств и среди лидеров по привлечению бюджетных средств вовсе не случайность, а закономерный процесс
К чему это может привести, хорошо показано на примере одного из фигурантов табл. 1 - банка "СБС-Агро". Получив доступ к сверхдешевым средствам льготного кредитования АПК, региональных таможен, а также все мыслимые и немыслимые степени уполномоченности, банк Александра Смоленского стал заниматься чем угодно, только не зарабатыванием прибыли для своих акционеров. Напрочь забыв о таких понятиях, как банковские риски, ликвидность и максимизация прибыли, СБС стал покупать картинные галереи для Александра Павловича, исторические усадьбы для своих региональных филиалов и виллы за границей для менеджеров. В своих амбициях стать народным банком СБС почти сравнялся со Сбербанком. Ну и где теперь славный СБС? А где его вкладчики и кредиторы? Правильно: продолжают трясти немногочисленных отечественных налогоплательщиков (под общим названием "госбюджет"), которые - непонятно почему - должны заплатить за упражнения АРКО в деле санации разворованного банка.
Поэтому есть основания подвергнуть сомнению один расхожий постулат - "доступ к бюджетным ресурсам повышает устойчивость банка". Да, это верно, если добавить: "в краткосрочном периоде". В долгосрочном же периоде банк подвергается смертельной угрозе ввиду заплывания жиром мозговых извилин менеджеров банка, озабоченных лишь тем, как достать еще бюджетных денег и как покруче их потратить. Поэтому в отличие от бывшего главы ОПЕРУ-2 Дениса Киселева, обессмертившего себя фразой "Не надо искать в выражении "уполномоченный банк" намеков на "упал" и "намоченный", эксперты "Ко" заключают: активное использование бюджетных ресурсов опасно для долгосрочного финансового здоровья коммерческого банка. Государственные деньги поощряют проведение более рисковых операций и ослабление контроля над уровнем ликвидности. Рисковость операций банка, в свою очередь, зачастую увеличивает вероятность помощи ему со стороны бюджета в случае возникновения трудностей у банка.
Ярким доказательством тому служат таблицы 2, 3 и 5, представленные в нашем сегодняшнем обзоре. В таблице 2 представлены банки, у которых обязательства формируются в основном за счет средств бюджета. Таблицу возглавляет банк "Информпрогресс", у которого объем бюджетных средств в 43 с лишним раза (!) превышает объем задолженности перед прочими кредиторами и вкладчиками. В целом же "основной состав" второго списка сформирован из региональных банков - и не в последнюю очередь дагестанских (о них более подробно читайте в комментарии к рейтингу). Широкое присутствие региональных банков объясняется в первую очередь тем, что схема накачки бюджетными средствами одного банка-фаворита - излюбленный большинством региональных и местных администраций способ ведения дел. Между тем такое "складывание яиц в одну корзину" несет в себе риск и для банка (в случае если местный феодал передумает и решит перевести средства в другой банк, как случилось недавно, например, с "Башкредитрегионом" и Рыбхозбанком из таблицы 5), и для местного бюджета: риск наступления банкротства банка возрастает с ростом в нем доли бюджетных средств, о чем писалось выше. Показательно, что среди банков "повышенного риска" оказались и крупнейшие "бюджетополучатели" - БалтОНЭКСИМбанк, Ханты-Мансийский банк, Челиндбанк.
Особенно настораживает тот факт, что среди банков, у которых средства бюджета значительно превосходят размер собственного капитала, находится немало крупнейших бюджетных банков. Так, у Ханты-Мансийского банка объем бюджетных средств в 50 раз (!) превышает размер собственных средств. Другими крупнейшими банками, у которых размер собственных средств явно не соответствует грузу взваленных ими на себя бюджетных обязательств, стали: губернский банк "Таймыр", Татсоцбанк, БалтОНЭКСИМбанк, Золото-Платина-банк, Комнейвабанк, Челиндбанк, "Уральский финансовый дом", Банк Москвы, Промрадтехбанк и "Держава". Столь внушительный список, в частности, опровергает неоднократные заявления правительственных чиновников о том, что власти будут стремиться размещать бюджетные средства "в устойчивых банках с достаточными размерами собственного капитала".
Отзываются же средства бюджета из банка только в случае возникновения у банка явных трудностей, которые уже невозможно ни скрыть, ни поправить очередной порцией бюджетного наркотика. Именно так случилось с Мост-банком, "СБС-Агро", "Башкредитрегионом", "Софией" и "Эльбином", представленным в таблице 5. Хотя некоторые банки лишаются господдержки вследствие проигрыша в бюрократической войне за дележ бюджетного пирога. Яркий пример тому - "Петрокоммерц". Впрочем, они, похоже, стойко переносят потерю бюджетных ресурсов и компенсируют ее за счет появления новых солидных клиентов (как, например, "ЛУКойл"). Удивительным и пока необъясненным фактом стала потеря бюджетных ресурсов МДМ-банком, несмотря на присутствие там банковского суперлоббиста Александра Мамута. Думается, что в ближайшее время он сумеет "исправить" ситуацию и банк вернет хотя бы часть утраченных позиций у бюджетной кормушки. К тому же не исключено, что эта потеря носит одномоментный характер. Например депозиты или деньги переведенные в бюджет. А через пару недель все восстановилось. "Ко" будет следить за динамикой бюджетных средств в крупнейших банках.
Банки, активнее всего терявшие бюджетных средств в первой половине 2000 года
Банк | Бюджетные средства, тыс. руб. | Сокращение средств бюджета, | |||
на 01.01. | на 01.06. | тыс. руб. | % | ||
1 | МДМ-банк | 1996095 | 585534 | 1410561 | 71 |
2 | Мост-Банк | 1511826 | 912863 | 598963 | 40 |
3 | СбС-АГРО | 2429714 | 2076090 | 353624 | 15 |
4 | Автобанк | 529999 | 415487 | 114512 | 22 |
5 | Башкредитрегион | 31587 | 0 | 31587 | 100 |
6 | Комнейвабанк | 355334 | 329494 | 25840 | 7 |
7 | Юганскнефтебанк | 205606 | 180994 | 24612 | 12 |
8 | Сетевой нефтяной банк | 27702 | 7171 | 20531 | 74 |
9 | Промрадтехбанк | 1025103 | 1005062 | 20041 | 02 |
10 | Гута-Банк | 37572 | 18805 | 18767 | 50 |
11 | Махачкалинский городской муниципальный банк | 25975 | 7759 | 18216 | 70 |
12 | Петрокоммерц | 28163 | 10712 | 17451 | 62 |
13 | Дальвнешторгбанк | 37078 | 21282 | 15796 | 43 |
14 | Росэксимбанк | 15000 | 0 | 15000 | 100 |
15 | НБД-Банк | 55646 | 41326 | 14320 | 26 |
16 | Первый инвестиционный банк | 14547 | 1391 | 13156 | 90 |
17 | София | 50721 | 38230 | 12491 | 25 |
18 | Енисейский объединенный банк | 58753 | 46539 | 12214 | 21 |
19 | Эльбин | 14331 | 2735 | 11596 | 81 |
20 | Байкалбанк | 30624 | 20189 | 10435 | 34 |
21 | Рыбхозбанк | 10261 | 0 | 10261 | 100 |
22 | Банк Сбережений и Развития | 25950 | 16401 | 9549 | 37 |
23 | Кузбасспромбанк | 18100 | 9037 | 9063 | 50 |
24 | Волгоградский коммерческий агропромышленный банк | 161435 | 152524 | 8911 | 6 |
25 | Газбанк | 41513 | 33340 | 8173 | 20 |
26 | Мир | 29604 | 21499 | 8105 | 27 |
27 | Югра | 14440 | 6555 | 7885 | 55 |
28 | Северный народный банк | 8114 | 470 | 7644 | 94 |
29 | Воквнешторгбанк | 10559 | 3117 | 7442 | 70 |
30 | Избераш | 8397 | 1052 | 7345 | 87 |
Банки, активнее всего привлекавшие бюджетные средства в первой половине 2000 года
Банк | Бюджетные средства, тыс. руб. | Увеличение средств бюджета, | |||
на 01.01. | на 01.06. | тыс. руб. | % | ||
1 | Сбербанк России | 14138276 | 37621231 | 23482955 | 166 |
2 | Ханты-Мансийский банк | 3222082 | 8741902 | 5519820 | 171 |
3 | Банк Москвы | 3875238 | 8825399 | 4950161 | 127 |
4 | Балтонэксимбанк | 409974 | 1695454 | 1285480 | 313 |
5 | Золото-Платина-Банк | 905083 | 2099618 | 1194535 | 131 |
6 | Возрождение | 562338 | 1680893 | 1118555 | 198 |
7 | Башкредитбанк | 3140630 | 4250510 | 1109880 | 35 |
8 | Ак Барс | 915375 | 1838430 | 923055 | 100 |
9 | Челиндбанк | 773927 | 1689211 | 915284 | 118 |
10 | Росбанк | 532291 | 1037079 | 504788 | 94 |
11 | Ермак | 505347 | 879149 | 373802 | 73 |
12 | Промышленно-строительный банк | 231428 | 566900 | 335472 | 144 |
13 | Альфа-банк | 1517506 | 1840027 | 322521 | 21 |
14 | Татсоцбанк | 659 | 273796 | 273137 | 41447 |
15 | Губернский банк "Таймыр" | 175956 | 440565 | 264609 | 150 |
16 | Мосстройэкономбанк | 246520 | 470716 | 224196 | 90 |
17 | Уральский финансовый дом | 71916 | 257498 | 185582 | 258 |
18 | Пересвет | 29644 | 214336 | 184692 | 623 |
19 | Далькомбанк | 692045 | 862499 | 170454 | 24 |
20 | Интеллект-банк | 2 | 169390 | 169388 | - |
21 | Тарханы | 51560 | 206305 | 154745 | 300 |
22 | Запсибкомбанк | 220320 | 367651 | 147331 | 66 |
23 | Московский Индустриальный банк | 145670 | 287145 | 141475 | 97 |
24 | Саровбизнесбанк | 223828 | 353786 | 129958 | 58 |
25 | Татфондбанк | 21502 | 139969 | 118467 | 550 |
26 | Петровский | 70828 | 187855 | 117027 | 165 |
27 | Инг Бэрингс | 0 | 95000 | 95000 | - |
28 | Экси-банк | 15279 | 98443 | 83164 | 544 |
29 | Евразия | 70907 | 152610 | 81703 | 115 |
30 | Инкасбанк | 37903 | 117147 | 79244 | 209 |
Банки, у которых средства бюджета значительно превосходили собственные средства (на 01.06.2000г. - среди банков с положителным капиталом)
Банк | Город | Собственный капитал, тыс. руб. | Бюджетные средства. тыс. руб. | Собств ср-ва/ср-ва бюджета | |
1 | Ханты-Мансийский банк | Ханты-Мансийск | 212004 | 8741902 | 0,02 |
2 | Росно-банк | Москва | 102 | 3978 | 0,03 |
3 | Махачкалапромстройбанк | Махачкала | 3994 | 97571 | 0,04 |
4 | Ермак | Нижневартовск | 45693 | 879149 | 0,05 |
5 | Машбанк | Москва | 323 | 4835 | 0,07 |
6 | Губернский банк "Таймыр" | Дудинка | 31907 | 440565 | 0,07 |
7 | Магаданский | Магадан | 6162 | 51884 | 0,12 |
8 | Татсоцбанк | Казань | 36981 | 273796 | 0,14 |
9 | Балтонэксимбанк | С-Пб | 238290 | 1695454 | 0,14 |
10 | Далькомбанк | Хабаровск | 155416 | 862499 | 0,18 |
11 | Кредит-Казань | Казань | 1046 | 5006 | 0,21 |
12 | Социнвест-Агро | Уфа | 11276 | 51803 | 0,22 |
13 | Золото-Платина-Банк | Екатеринбург | 526381 | 2099618 | 0,25 |
14 | Комнейвабанк | Новоуральск | 88490 | 329494 | 0,27 |
15 | Челиндбанк | Челябинск | 465487 | 1689211 | 0,28 |
16 | Уральский финансовый дом | Пермь | 73452 | 257498 | 0,29 |
17 | Нерехтский коммерческий банк | Нерехта | 1678 | 5253 | 0,32 |
18 | Банк Москвы | Москва | 3037735 | 8825399 | 0,34 |
19 | Пересвет | Москва | 73819 | 214336 | 0,34 |
20 | Евразия | Ижевск | 53176 | 152610 | 0,35 |
21 | Юганскнефтебанк | Нефтеюганск | 68122 | 180994 | 0,38 |
22 | Промрадтехбанк | Москва | 400884 | 1005062 | 0,4 |
23 | Информпрогресс | Москва | 19120 | 47107 | 0,41 |
24 | Центр | Москва | 17678 | 43359 | 0,41 |
25 | Томск-Резерв | Томск | 27266 | 66296 | 0,41 |
26 | КОР | Волгоград | 40806 | 94893 | 0,43 |
27 | Горы Дагестана | Махачкала | 7792 | 16737 | 0,47 |
28 | Волго-Дон банк | Волгоград | 46079 | 94754 | 0,49 |
29 | Тарханы | Пенза | 100374 | 206305 | 0,49 |
30 | Тюменский акционерный социальный банк | Тюмень | 22749 | 46449 | 0,49 |
31 | Держава | Москва | 148624 | 300000 | 0,5 |
32 | Ассоциация | Нижний Новгород | 25478 | 50181 | 0,51 |
33 | Балтсоцкомбанк | Калининград | 7664 | 14631 | 0,52 |