А какая была любовь

18 декабря «АЛРОСА» и De Beers подписали торговое соглашение, за пять лет действия которого южноафриканская корпорация купит у российской компании алмазов на $4 млрд. Документ принципиально отличается от соглашений прошлых лет. Это первый в истории партнерства между Россией и De Beers контракт, по которому De Beers не является эксклюзивным экспортным покупателем российских алмазов. До сих пор она приобретала 95% российского экспорта, и эта цифра была «скользящей». Теперь на ее долю будет приходиться определенный фиксированный объем продаж, и корпорация перестанет быть единственным претендентом на якутские алмазы.

Если говорить об объемах продаж, то формально, на бумаге, новый и старый документы различаются очень сильно, а в реальности особых изменений не будет. В соответствии с действующим соглашением Россия ежегодно должна была поставлять De Beers алмазов не менее чем на $550 млн, но не более 26% от мировой добычи. Новое соглашение предусматривает, что «АЛРОСА» обязана реализовывать De Beers камней на $800 млн (остальное, как сказал «Ко» глава российского отделения De Beers Реймонд Кларк, «они могут продавать как хотят и кому хотят»). За последние три года «АЛРОСА» продала De Beers алмазов на $3,5 млрд, т.е. в среднем около $1,16 млрд в год (объем ее добычи составляет около $1,6 млрд ежегодно). Так что на практике поставки в адрес De Beers не претерпели радикальных изменений. Особенно если учесть нынешнее состояние мирового алмазного рынка: он переживает сложные времена, так как спрос на предметы роскоши упал с начала 2001 года. De Beers в соответствии с этим обстоятельством снизил свои продажи, и уменьшение российского экспорта выглядит вполне естественным. Оно произошло бы, надо полагать, даже в том случае, если бы стороны действовали в рамках старого соглашения.

Как полагает Реймонд Кларк, между старым и новым соглашениями есть еще одно принципиальное различие. Новое соглашение не покрывает алмазы из Гохрана, и Гохран больше не обязан продавать свои камни De Beers. Впрочем, как отметил г-н Кларк, эта организация может предложить алмазы De Beers, и De Beers всегда готова купить у Гохрана алмазное сырье. Готова, но не обязана. «Но если они будут предлагать сырье на свободный рынок, – говорит г-н Кларк, – мы надеемся, что они будут продавать его по разумным ценам».

Есть еще один нюанс, которому СМИ уделили большое внимание. Соглашение действительно предусматривает снижение объемов продаж «АЛРОСА» De Beers, но незначительно – до $700 млн, и только в течение последних двух лет действия соглашения. И что самое главное – это снижение вовсе не обязательно, и «АЛРОСА» еще будет решать, нужно ли оно вообще. Так что никакого радикального перераспределения сырьевых потоков в сторону отечественной гранильной промышленности не будет. Что действительно любопытно, так это кому еще из западных покупателей «АЛРОСА» предложит часть своего сырья.