А мы пойдем на Север...

МИНИСТЕРСТВО по антимонопольной политике РФ (МАП) выдало московской компании «Мобильные ТелеСистемы» разрешение на приобретение петербургского оператора GSM компании «Телеком-XXI». На прошедшей неделе МТС официально объявила о завершении сделки по приобретению питерской компании. 100% акций «Телеком-XXI» были куплены МТС за $50 млн. Объясняя, откуда взялась такая цена, президент МТС Михаил Смирнов сказал: «Сумма $50 млн появилась, во-первых, в результате переговоров, во-вторых, из перспективных оценок рынка. Мы посчитали, что в десятилетней перспективе наша компания на Северо-Западе достигнет миллиардной выручки. Там мы рассчитываем занять 35% рынка мобильной связи». Планируемые инвестиции в развитие сети в новом для МТС регионе до конца 2001 года составят $80 млн. Основной поставщик оборудования еще не определен, выбор будет закончен к 1 июня этого года. Услуги сотовой связи будут продвигаться под торговой маркой «МТС». «Телеком-XXI» имеет лицензию на предоставление услуг сотовой связи стандарта GSM 900/1800 во всем Северо-Западном регионе, и общее население его лицензионной территории составляет 13,4 млн человек. Однако свои лицензионные возможности питерский оператор до сих пор практически не использовал: компания владеет сетью из одного коммутатора и 15 базовых станций. Рынок второй столицы по-прежнему остается вотчиной «Северо-Западного GSM»: на апрель 2001 года этой компании принадлежали почти ¾ (73,3%) всего рынка Санкт-Петербурга. В Москве не прекращается жесткая конкуренция между двумя крупными операторами, в Питере же «Северо-Западный GSM» формировал рынок практически единолично. В результате цены на услуги питерского оператора значительно выше, чем у московских коллег, и за несколько лет они оставались практически неизменными. Теперь ситуация неизбежно начнет меняться. По мнению пресс-секретаря московского оператора GSM «Соник Дуо» Марины Белашевой, приход еще одного оператора подстегнет конкуренцию, в результате чего абоненты только выиграют: «Северо-Западный GSM» будет вынужден снижать тарифы и запускать новые услуги. Сам рынок сотовой связи Северо-Запада при этом должен начать расти. Говорит Руслан Филатов, коммерческий директор телекоммуникационного холдинга MCT Corp.: «Из международной практики известно, что с приходом второго оператора рынок удваивается. Такая ситуация объясняется тем, что растет уровень осведомленности населения о новой услуге: общий объем денег, вложенных в рекламу и в информационные каналы, значительно увеличивается. Вообще приход конкурента – это стресс для компании. Но этот стресс положительный, он дает мощный толчок к развитию, заставляет компанию быстрее двигаться и больше изобретать».