А не слабо?..
МЫ ВСЕ наблюдали предновогоднее обострение политической жизни, когда все партии, силы и течения разных политических пристрастий получили трибуну и имели счастливую возможность проявить себя, обозначиться или окраситься в какой-нибудь цвет. Очевидно, именно это бурление стало показателем смерти политической жизни в России. Может быть, это и хорошо, что она умерла. Во всяком случае, есть шанс, что на ее месте вырастет что-нибудь более толковое.
Складывается впечатление, что на земном шаре есть две страны, которые вообще не интересуют конкретные экономические проблемы. У них все в порядке с концепцией развития и инфраструктурой, кроме разве что интеллектуально-эмоциональных вопросов. Это Соединенные Штаты Америки и Россия. Наши политические системы почти одновременно пришли в одинаковое состояние - они аннигилировались.
Избиратель в США не смог обнаружить разницу между двумя кандидатами, и поэтому выборами американского президента занималась судебная система - как более совершенная, нежели политическая. У нас за неимением судебной есть более развитая система - административная, которая в большей или меньшей степени помогает работать судебной системе. Все остальное существует для мебели, чтобы цивилизованное человечество не думало, что у нас (как и у американцев) нет того, что должно быть: партий, парламента, политических дискуссий. Очень яркий пример - острейшая политическая дискуссия якобы агрария Николая Харитонова и якобы правого либерала Бориса Немцова на тему о государственных символах. С "землероя" Харитонова спрос маленький. Идея публично дискутировать с ним могла прийти в голову разве что "ОСП-студии" или участникам КВН. Хотя на самом деле поведение лидера наших "как бы правых" Немцова ближе скорее персонажам шоу-бизнеса, нежели политики. (Правда, хотелось бы жанрового своеобразия.) Самая страшная угроза состоит во взаимном подстрекательстве друг друга вернуться к вопросу о земле. Типа: а слабо нам щас закон о земле... а не слабо! А землю крестьянам... не слабо! Учитывая, что закон о земле никого не интересует вообще (прежде чем определиться с законом о земле, нужно определиться с вопросом о ликвидности сельского хозяйства), то все это просто цирковой трюк. Таким образом, мы плавно пришли к ситуации, когда действительно содержательный, эмоционально наполненный текст могут исполнить три с половиной персонажа: Харитонов, Шандыбин и Новодворская. Это и есть собственно содержательная часть политической дискуссии, которую вполне можно было бы ограничить территорией "маленькой психиатрической больницы", как любит выражаться Андрей Бильжо. Совершенно непонятно, что за этим стоит, но очень зрелищно.
В результате мы имеем партии, которые занимаются маленьким делом на участке, отгороженном от всех реальных политических процессов, решений и интересов. Классические коммунисты занимаются торговлей своим вымирающим электоратом. При этом по мере его вымирания торговля переходит от оптовой в розничную, а саркофагом коммунистических идей остается аграрная часть коммунистов. Ведь недаром Харитонов является идеологическим лидером КПРФ, потому что надо быть очень глубоким землероем, чтобы отстраниться от самого процесса. Г-н Харитонов к электорату имеет мало отношения, отсюда его привязанность к кладбищу, памятникам. Такой вот хранитель реликвий. Похож на индейца из старых советских фильмов имени Гойко Митича, трясущегося над какой-то священной пещерой и страшно вращающего глазами, которого обычно убивает нетрезвый белый поселенец с неверной политической ориентацией.
Имеются также абсолютно невменяемые сборища типа ОВР и "Единства", самоидентификацию которых спасает твердая железная рука Вячеслава Суркова и наличие в ней серьезной административной мышцы. Обращаться к этим товарищам с какими-либо интеллектуальными вопросами просто некорректно.
Далее идут правые. Разные виды англоговорящих социалистов. Что характерно: Григорий Явлинский проявил удивительную адекватность, пытаясь сбежать из всего этого политического театра.
Короче говоря, чем мертвее труп, тем громче кричит привидение. Вот этот театр привидений, вызванный к жизни нашумевшей историей с гимном, показал, что нет никакой основы, никакого реального повода и места для проявления какой-либо политической самоидентификации. И никакого отношения к этому процессу все эти идеологические споры не имеют. Просто идет корпоративный дележ, в котором участвуют административные, местные, региональные, бандитские, иностранные и прочие ресурсы.
Удивительно, правда, что в ситуации, когда экономическая идеология правительства невменяема, никто и не пытается обозначить свою политическую позицию и влиять на реальную политику. У меня такое впечатление, что так называемый СПС и примкнувших к нему абсолютно устраивает нынешняя экономическая идеология. Существует только полусумасшедший Андрей Илларионов,* который транслирует более или менее последовательные экономические позиции. Однако они не находят отклика. Это как голос, звучащий в вакууме. Все прочее, что пытаются защищать и отстаивать остальные, напоминает комикс, издающийся для слабоплатежеспособного, вялого и отупевшего от всего потребителя.
* признан в России иноагентом.