А у вас машина модная?

07.12.199900:00

Вопрос, вынесенный в заголовок, способен поставить собеседника в затруднение: что значит - модная? Машина не галстук, не пиджак и даже не пальто, чтобы менять ее каждый сезон. Будучи по природе своей предметом более долговременного использования, чем туфли или платье, автомобиль обречен на некий консерватизм, что, впрочем, отнюдь не отменяет его подверженности веяниям переменчивого времени.

На моей памяти две недавние российские истории расцвета моды на автомобильные марки. Одна история - SAAB, другая - Subaru. Сказать, что эти марки были всегда известны в России, было бы не просто прегрешением против истины, а наглым враньем. (В интересах чистоты нашего эксперимента это даже лучше: Mercedes, несмотря на "железный занавес", хорошую репутацию имел всегда.) Накануне перестроечных лет представления среднего москвича о западном автопроме ограничивались теми же "Мерседесами", а также Volvo, "стоявшими на вооружении" у большинства посольств. Кстати, Volvo на гребне прежней "дипломатической" волны стали транспортом совместных предприятий - первых мест легального зарабатывания больших денег - и посему еще длительное время входили в топ-лист наиболее престижных в представлении россиян иномарок.

Расцвет SAAB в столице пришелся на 1994 - 1995 годы. К этому времени автомобильные приоритеты уже не сильно отличались от сегодняшних: люди обеспеченные уже попробовали и "американок", и всяческую экзотику типа Jaguar, а на Олимпе престижа обосновались Mercedes, BMW и Volvo. Правда, неугомонный президентский завхоз Пал Палыч Бородин еще не украшал российскими триколорами номерные знаки, устанавливаемые на продукцию компании Audi (пример марки, получившей популярность благодаря столь странному виду господдержки).

Славу марке SAAB в России добыла одна модель - 9000. Интересно, что SAAB 900 (в кузове предыдущего поколения) - машина в 80-е годы на Западе почти культовая, у нас так и не прижилась: вероятно, из-за того, что размерчик маловат.

Шведская красотка подкупила состоятельных автомобилистов (цены на SAAB начинались от $40 тыс.), во-первых, мощным двигателем с турбонаддувом, до той поры в России практически неизвестным, а во-вторых, своим стилизованным под "самолетный" дизайном - предметом гордости разработчиков. На "девятитысячный" пересаживались с любимых "пятерок" BMW продвинутые бандиты; представительства инофирм меняли на него свои угловатые Volvo; не остались чуждыми веянию моды даже чиновники - по Москве забегали SAAB с мигалками и флажками на номерах. В автомобильный обиход вошло словечко Aero - обозначение самой мощной и навороченной модели "девятитысячного" семейства. Водители на московских улицах стали сторониться "Саабов", продвигаемых на Западе как "машины для интеллектуалов": слишком велик был шанс нарваться на "отморозка" за баранкой. Расцвет моды вызвал к жизни и "саабовский" second-hand: из Западной Европы в Россию пошли и неплохо продавались машины, выпущенные еще до обновления "девятитысячного" кузова, случившегося в 1993 году.

Увлечение длилось года три и как-то само собой сошло на нет. Во всяком случае, преемница "девятитысячного" - модель 9-5, предложенная фирмой в начале прошлого года, ажиотажа в России не вызвала. На улицах остались уже постаревшие машины, а в памяти владельцев - тяжелые воспоминания о значительных денежных тратах на техобслуживание и ремонт своих любимиц: содержать SAAB 9000 оказалось весьма недешево.

Роман российских автомобилистов с Subaru начался позже и длится до сих пор. По сравнению с почти физиологической страстью к SAAB увлечение Subaru более рассудочно, и посему отношения c этой маркой имеют шанс просуществовать много дольше. Совершенно непритязательные (некоторые даже уточняют, что "уродливые") внешне, автомобили этой марки оказались замеченными и востребованными у нас благодаря выдающимся ходовым качествам. Конек Fuji Heavy Industries, которой принадлежит марка Subaru, - полный привод. А что еще нужно в городе, где зима зачастую длится по пять месяцев? К другой особенности Subaru относятся оппозитные двигатели, обладающие небольшим рабочим объемом, но при этом довольно мощные. Достаточно сказать, что славу "оппозиткам" создали такие гранды мирового автомобилестроения, как Porsche и Alfa Romeo, а японцы талантливо продолжили их дело. Кроме того, маркетологи и конструкторы Subaru оказались горазды на всякие изыски: начав с чисто легковых полноприводных машин, они со временем создали гибрид легковушки и внедорожника, фактически положив начало новому подвиду автомобилей - Sport Utility - и породив множество последователей, среди которых оказались такие именитые фирмы, как Volvo и Audi. Subaru оказалась в состоянии предложить рынку и недорогую модель Impreza, и машину побольше (а посему более популярную в России) - Legacy, и странноватого вида полувнедорожник Forester. Иконой настоящих активных, а также "косящих" под них водителей стала Subaru Impreza Turbo - более чем двухсотсильный полноприводный снаряд, сочетающий отточенную управляемость со стремительностью ускорения. Возникшее у россиян светлое чувство разделили и японцы, что, вообще говоря, бывает нечасто. Когда в прошлом году отмечалось 40-летие автомобильного производства фирмы, на российском рынке предлагались выпущенные ограниченной серией юбилейные модели Subaru, отличимые по "золотым" раллийным дискам и кобальтово-синей окраске кузова. Российское понимание имиджа Subaru как "машины для водителя", возможно, в наибольшей степени соответствует имиджу общемировому. Это дает некоторые поводы для оптимизма: есть надежда, что в России автомобили будут цениться не только по критерию "раз крутые ездят - значит, это хорошо".