А вас, Козлов, я попрошу вернуться…

15.04.200200:00

Тезис об участии государства в банковской системе страны можно понимать по-разному. Например, так: стоит или нет федеральной власти вторгаться в столь непростую сферу, как деятельность главных финансовых институтов страны, коими в первую очередь являются Банк России, Сбербанк РФ и Внешторгбанк РФ.

Новый глава Банка России Сергей Игнатьев заявил о своих первых кадровых решениях. Кроме того, стало известно о предстоящих перестановках в Сбербанке и Внешторгбанке России. В результате стала вырисовываться картина новой, постгеращенковской эры, первые роли в которой будут играть и уже известные персоналии.

Это прежде всего относится к Андрею Козлову и Олегу Вьюгину, которые получили от Игнатьева предложения поработать на Неглинной. Если кто забыл – до весьма поспешного ухода с поста первого зампреда в январе 1999 года Андрея Козлова называли «председателем ЦБ нового века». Он по всем статьям считался в банке «своим»: карьеру – в хорошем смысле этого слова – делал только на Неглинной, не тратя времени и сил на какие бы то ни было отвлеченные бизнес-проекты. Участвовал в создании фондового департамента ЦБ, а по ходу дела – и рынка гособлигаций. В СМИ об Андрее Андреевиче стали регулярно писать в связи с его постоянным творческим конфликтом с тогдашним главой ФКЦБ Дмитрием Васильевым.

Самым молодым зампредом ЦБ Андрей Козлов стал при Татьяне Парамоновой, занимавшей тогда пост и.о. Вспоминают, что поначалу работали они неплохо. Потом отношения осложнились, и заявление об уходе Андрей Андреевич датировал 25 января, сделав своего рода подарок «патрону» к Татьяниному дню. Интересно, как они встретятся с Татьяной Владимировной теперь?

Напомним, что пост зампреда г-н Козлов сохранил и после прихода в ЦБ Сергея Дубинина, а после отставки последнего и возвращения Виктора Геращенко поднялся до уровня первого заместителя председателя. К тому времени на фондовика Козлова «повесили» банковский контроль. А тут еще 17 августа 1998-го случилось…

Надо сказать, что в августе – декабре того года им был проделан колоссальный объем работы. Перевод обязательств перед частными вкладчиками из ряда крупнейших коммерческих банков в Сбербанк, переговоры с западными кредиторами, подготовка проектов по созданию банков-дублеров – вот лишь часть тех сложнейших задач, за решение которых в ЦБ отвечал лично Козлов. И вот в январе 1999-го – отставка, уход в частный бизнес. Сначала был банк «Русский стандарт», потом туристическая компания «Мир Аэрофлота», еще что-то… И вот наконец – возвращение на Неглинную.

Осмелимся предположить, что в ранге первого заместителя он вернется к вопросам банковского надзора.

Что до финансов и вопросов макроэкономики, здесь признанным специалистом слывет Олег Вьюгин. Бывший заместитель главы Минфина и вице-президент «Тройки-Диалог» не столь жесток и радикален, как, скажем, Сергей Алексашенко,* занимавший аналогичный пост при Сергее Дубинине. Но отнюдь не менее компетентен. Так что войти в курс дела и исполнять свои обязанности ему большого труда не составит.

Подводя некий итог по ЦБ, можно заметить, что общий настрой нового руководства ясен: предпочтение отдается спокойным «трудягам», знающим свое дело и несклонным совершать перевороты на вверенных им участках.

Пока Сергей Игнатьев предлагал Владимиру Путину своих кандидатов, Виктор Геращенко провел заседание наблюдательного совета подконтрольного Банку России ВТБ. Среди прочих на совете рассматривались и кадровые вопросы – в частности, о выдвижении кандидатов на членство в совете директоров «Внешторга». Таковыми были названы глава банка Юрий Пономарев, председатель ЦБ Сергей Игнатьев, члены совета директоров Банка России Владимир Горюнов, Надежда Иванова и Олег Можайсков, заместитель министра финансов России Сергей Колотухин, а также начальник финансового департамента аппарата правительства Антон Дроздов, начальник экономического управления администрации Антон Данилов-Данильян, плюс представитель «Ингосстраха». Названные кандидатуры будут предложены для утверждения собранию акционеров Внешторгбанка, которое запланировано на 17 мая.

Где-то в это же время соберутся и акционеры Сбербанка РФ. С той же целью плюс для обсуждения вопроса о переизбрании президента «Сбера». Претендент на эту должность должен быть членом наблюдательного совета. Известно, что в списке – наряду с самим инициатором предстоящего переизбрания Сергеем Игнатьевым – значатся минфиновцы Алексей Кудрин, Белла Златкис, Алексей Улюкаев, Владимир Чернухин. Некоторые эксперты утверждают, что именно замминистра финансов и член совета директоров Внешэкономбанка Чернухин рассматривается как один из главных преемников Андрея Казьмина, если, конечно, последнему не удастся сохранить свой пост. Наши источники в кремлевской администрации (а именно там будет решаться судьба руководителя Сбербанка) считают кандидатуру г-на Чернухина вполне достойной, но далеко не безальтернативной. Так что не стоит забывать о главном принципе кадровой политики нынешних властей: первое лицо должно иметь обязательно питерские, а иногда еще и гэбэшные корни.


* признан в России иноагентом.