Top.Mail.Ru
архив

Аборигены не съели Кука

То, что предлагает руководство инвестиционного фонда AuroraRussiaLimited, в России не делает никто. Как утверждает глава фонда Джеймс Кук, банки не должны тратиться на содержание отделений: вместо них с населением будут работать финансовые брокеры.

 

Этого американца называют отцом российской ипотеки. Говорят, что если он прыгает в окно, надо прыгать за ним – значит, сейчас это выгодно. Уже 13 лет Джеймс Кук живет в российской столице, возглавляя известные финансовые структуры, такие как «Дельта Капитал» и «ДельтаКредит». Но теперь Кук решил, что лучше работать на себя. В нынешнем году, отказавшись от высоких постов руководителя российского офиса GE Consumer Finance, старшего вице-президента «Дельта Капитал» и председателя совета директоров Delta Financial Services Group, Кук совместно со своим компаньоном Джоном Макробертсом создал собственный инвестиционный фонд.

 

 

– Вы известный человек в Москве, возглавляли уважаемые финансовые структуры и вдруг решили уйти в «вольное плавание» и создать собственную фирму. Почему?

 

– Тогда, в начале 2006 года, был очень подходящий момент для того, чтобы провести IPO. Я пошел на это, поскольку видел очень хорошие возможности для инвестиций в сферу финансового сервиса в России. Когда я занимался подобными инвестициями в «ДельтаКредите» и Дельтабанке, прибыль была очень хорошей. И тогда я подумал, что вполне возможно сделать это еще раз. По моим оценкам, потенциал роста на рынке финансовых услуг в России просто колоссальный, резкий подъем в сфере розничного кредитования, в сфере предоставления розничных финансовых услуг продлится еще 3 – 4 года.

 

– Такой потенциал существует потому, что в России не развит банковский сектор?

 

– В том числе и поэтому. Шесть лет назад в России вообще не было ипотеки. Когда шесть лет назад мы начинали ею заниматься в «ДельтаКредите», никто не верил, что это возможно. Но теперь я могу сказать, что на сегодняшний день это мой самый успешный проект в России. Ваш банковско-финансовый сектор сейчас находится на стадии развития, многих продуктов не хватает, и к тому же население еще не очень готово к тому, чтобы пользоваться кредитами и другими финансовыми продуктами. Для начала население должно перестать бояться общаться с банками.

 

– За неполный год существования фонда «Аврора» вы профинансировали уже два проекта?

 

– Да, первым нашим проектом стала компания OSGRM, которая контролирует 70% рынка архивации документов – как на бумажных носителях, так и на электронных. Многие крупные финансово-промышленные группы пользуются их услугами в области хранения, архивации и уничтожения документов, они работают также в Польше, Казахстане, Китае и других странах. Мы купили около 40% акций этой компании. Объем инвестиций составил $9,4 млн.

 

– А как вы ищете инвестиционные проекты?

 

– Выявляем компании, которые занимают первые три места на рынке. Затем мы изучаем эти компании. Иногда нам приносят проекты. Но самый главный критерий – это качество менеджмента фирмы. Наш клиент – это компания с хорошим менеджментом, с перспективной рыночной нишей, но с нехваткой капитала для следующего рывка. Такую компанию мы можем сразу поднять на новый уровень и соответственно при выходе из этого проекта получить большую маржу.

 

– Итак, главный критерий – менеджмент. Здесь проявилась специфика России, где не хватает квалифицированных кадров?

 

– Нет, я думаю, что этот принцип имеет общемировое значение. В России, кстати, можно найти очень хороший менеджмент. На 90% успех предприятия зависит от людей, а на 10% – от капитала, который мы и можем предоставить.

 

– Видимо, большую часть вашего времени занимает поиск перспективных компаний?

 

– Если я иду в супермаркет, то смотрю, кто производит продукты, которые я купил. Когда я на улице – смотрю на рекламу и на витрины, 24 часа в сутки я нахожусь в поиске новых проектов.

 

– Но второй проект вы создаете с нуля?

 

– Да, «Кредитмарт» – это наш start-up-проект. Это будет уникальная для России компания, финансовый брокер, который, сам не являясь банком, будет специализироваться на предоставлении населению различных банковских продуктов. Это «проводник» в мире финансовых услуг. Если человеку нужно купить автомобиль – он может прийти к нам в офис и получить банковский кредит на покупку машины. Но приоритетной специальностью будут ипотечные кредиты. Наши специалисты смогут провести предварительную оценку заемщика, посмотреть, насколько он подходит под условия кредитных программ банков, с которыми мы будем сотрудничать и которые нам будут поставлять эти продукты, после этого мы можем уже для заемщика выбрать наиболее удобный продукт и подготовить все его документы. Дальше по желанию заемщика мы можем сопровождать сделку вплоть до покупки квартиры. Главная особенность «Кредитмарта» как финансового брокера будет заключаться в разветвленной сети отделений. До конца следующего года мы планируем 10 отделений – так называемых loanshops. Это новый подход, потому что сегодня в России нет ни одного финансового брокера с собственной филиальной сетью на уровне банковской, чтобы в отделении брокера человек мог в комфортной обстановке общаться с сотрудником. Обычно у финансовых брокеров довольно тесные офисы, и я думаю, что так происходит потому, что компании пока еще не верят в этот сегмент рынка и боятся инвестировать. Наш анализ говорит, что инвестиции окупятся достаточно быстро, мы не побоялись вложить в этот проект $20 млн.

 

– Вы будете кредитовать население?

 

– Кредитором выступает, конечно, банк, а мы будем получать агентское вознаграждение, банки станут нашими оптовыми поставщиками, а мы будем выполнять роль их розничной сети. На этом построена вся западноевропейская модель, в которой брокер является финансовым консультантом граждан.

 

– В Европе население уже не ходит в банки?

 

– Некоторые ходят, и все же там население привыкло доверять независимым брокерам, поскольку они могут организовать «соревнование предложений» разных банков. Брокер не заинтересован в каком-то одном банке. Брокер может предложить клиенту наиболее выгодный вариант – разумеется, из числа тех, что существуют на рынке. На Западе 90% ипотечных кредитов населению идут через финансовых брокеров. Там банки являются продавцами денег, но не продавцами услуг, а вот брокерские компании специализируются на розничных продажах и являются поставщиками услуг населению. В результате банк продает деньги населению через брокеров, ему не приходится тратиться на разветвленную филиальную сеть. Хотя в России пока именно банки пытаются развивать сети отделений. Посмотрим, что будет дальше.

 

– Какие банки вы выберете в качестве своих партнеров?

 

– Наши двери открыты для всех. Пока еще мы находимся в той ситуации, когда самим приходится идти к банкам. Но, пообщавшись с некоторыми из них, мы почувствовали, что они очень заинтересованы в таком сотрудничестве.

 

– Где будут открыты офисы?

 

– Разумеется, сначала в Санкт-Петербурге и Москве. В Москве мы планируем открыть по крайней мере три отделения. Тут мы будем тестировать наши технологии и схемы работы с заемщиками. Потом уже станем смотреть на регионы. Первый офис откроется в конце 2006 – начале 2007 года.

 

– А почему вы решили сами создавать бизнес? Что, не нашлось подходящего проекта?

 

– Мы изучали рынок и знаем, чего ему не хватает. Когда я пытался получить в России кредит, оказалось, что это очень сложно. Хотя никто не сомневался в моей кредитоспособности, мне тем не менее отказали. И тогда я понял, что российские банки забыли про большинство своих клиентов. Они заняты только «верхним слоем» самых богатых клиентов, а о большинстве не думают. Это замечательная возможность – привлечение широких слоев населения, с которыми банки не очень любят работать. Также это хороший способ для заемщика, который действует через брокера, найти удобный для него кредит с минимальным первоначальным взносом. А вообще мы просмотрели уже много проектов. Я думаю, что через несколько месяцев или даже недель мы объявим о нашем следующем проекте. Сейчас идут переговоры одновременно по нескольким сделкам, они находятся на разных стадиях. Одно из наших преимуществ – то, что мы имеем сейчас капитал больший, чем «ДельтаКапитал». И деньги у нас уже лежат на счете, готовые к инвестированию – хоть завтра. И скорость принятия решений у нас тоже гораздо выше, чем у других аналогичных компаний. У нас нет бюрократии. Я живу в России 13 лет, и мне уже не надо разработку каждого инвестпроекта начинать с изучения рынка.

 

– А каких еще финансовых продуктов не хватает на нашем рынке?

 

– Сделать нужно еще много. Например, сейчас у многих в собственности находятся квартиры, и владельцы пока не используют их как обеспечение для получения кредитов. Использование такого актива, как принадлежащая вам недвижимость, в России не распространено. Нужно развивать такой банковский продукт, как кредит под залог жилья. На Западе стандартной является ситуация, когда у вас не хватает наличных средств, но зато есть недвижимость, и за счет использования этого актива вы можете сделать важную покупку. Я думаю, что этот продукт имеет в России большое будущее, потому что государство давало квартиры бесплатно, и приватизация жилья происходила бесплатно – это ведь здорово! Таким образом, у людей возникла возможность увеличения своего благосостояния. Наша задача – помочь им это понять. Мы будем стараться убеждать людей, что кредиты в разумных пределах – это не так страшно.

 

– Между тем многие говорят, что сфера ипотеки в России – это «финансовый пузырь», который скоро лопнет.

 

– То же самое говорили и 5 лет назад. Но я думаю, что скоро это не произойдет, потому что в Москве наблюдается дефицит недвижимости, и когда людям в Мурманске удается заработать денег – они хотят купить квартиру в Москве. Если сравнить цены на квартиры в Москве с другими столицами мира, можно видеть, что здесь недвижимость недооценена и рост скорее всего еще будет. Сейчас идет резкий подъем, потом он замедлится, но падения цен не произойдет.

 

– А как вы вообще попали в Россию?

 

– Это была странная история. В 1994 году меня пригласили развивать в России ипотечное кредитование. Когда я приехал, мне было 30, все были шокированы и говорили: «Джеймс, ты такой молодой!» Я думал, что поживу пару лет и уеду. Но потом каждые два года продлевал себе срок, потому что здесь все нравилось – из-за динамики развития. Вначале многие думали, что ипотека в России невозможна. И когда мы в Дельтабанке начинали проект по кредитным картам, все тоже говорили, что люди не будут использовать этот продукт. Россия еще замечательна тем, что в ней можно попробовать те вещи, которых на Западе еще не делали. Проект, который мы реализуем в рамках «Кредитмарта», представляет собой смесь многих западных технологий, но на Западе точно такого нет. Только в России в рамках Дельтабанка возникла карточка Visa-Instant, почти нигде в мире такие карты не используются. Но когда в «Дженерал Электрик» увидели, как успешен этот продукт, то возникла идея – не заняться ли этим и в других странах?

 

– Вы живете здесь 13 лет. Россия вас меняет?

 

– Скорее, я меняю Россию (смеется). Но если серьезно – Россия учит не бояться преодолевать препятствия, здесь ты становишься настоящим бойцом. И кроме того,  воспитывается очень хорошее чувство юмора. Когда ты чувствуешь себя удрученным или чем-то неприятно удивленным – это помогает двигаться дальше. Россия – это место, где ты можешь очень скоро увидеть результаты своей работы в силу быстрого развития страны.

 

– Вы общаетесь с другими иностранцами, которые ведут бизнес в России?

 

– Русские говорят, что Москва – это большая деревня. Все представители иностранных компаний, разумеется, хорошо друг друга знают. Все мы варимся в одном финансовом котле.

 

– Интересно, как иностранные бизнесмены в разговорах друг с другом оценивают нынешнюю ситуацию – принимая во внимание, что период бурного роста в России, видимо, сменяется стабилизацией?

 

– Но если взять ипотечное кредитование, то можно увидеть, что годовой рост все равно будет около 70%. И все мои коллеги с большим оптимизмом смотрят на перспективы дальнейшего развития рынка в России. Иностранные бизнесмены вполне удовлетворены той стабильностью, которая достигнута, и по сравнению с другими развивающимися рынками Россия занимает практически первое место по привлекательности для инвесторов.

 

– По вашим наблюдениям, иностранцев в Москве становится больше?

 

– Возможно, их даже становится меньше – поскольку теперь имеется возможность нанимать опытных и квалифицированных русских специалистов, и к этому все стремятся.

 

– Русские дешевле?

 

– Сейчас, к сожалению, нет (смеется). Но с русским менеджментом легче – он знает местный рынок и местный менталитет.

 

РЕЗЮМЕ Джеймса Кука

Год рождения: 1964

Образование: колледж Hampden-Sydney, ученая степень в области финансов Университета Виргинии

Профессиональный опыт:

2006 – настоящее время: директор фонда AuroraRussiaLimited, председатель совета директоров компании «Кредитмарт»;

2005 – 2006: председатель совета директоров и главный управляющий директор российского офиса GE Consumer Finance;

2004 – 2006: старший вице-президент «Дельта Капитал» и председатель совета директоров Delta Financial Services Group;

1996 – 2004: председатель совета директоров и главный управляющий директор «ДельтаКредит»

Семейное положение: холост

Хобби: бег, теннис, гольф

 

Что такое AuroraRussiaLimited

Сфера деятельности: фонд прямых инвестиций

Год основания: 2006

Капитал: $140 млн

Основатели компании: Джеймс Кук и Джон Макробертс

Основные акционеры: крупные западные инвестиционные фонды

Прибыль за первое полугодие 2006 года: $350 000

 

 

Еще по теме