Абсолютная коммуникабельность
По данным опросов, проведенных пару лет назад AXES Management, 75% работников считают основным для себя способом получения информации о происходящем в компании неофициальные источники. Вряд ли с тех пор эти значения приницпиально изменились. Такой настрой естественен и по-человечески понятен, так что специалисты по ВК не рекомендуют ожесточенно бороться с подобными настроениями. Более эффективной на нынешнем этапе тактикой консалтерам представляется встраивание неформальных каналов коммуникации внутри компании в формальные. Или, если хотите, наоборот. Потому что при нынешнем уровне не то что популярности, а интегрированности сетевых площадок общения в повседневную жизнь сотрудников очень часто разница между формальными и неформальными каналами распространения информации стирается. Причем наиболее рационально мыслящие пиарщики, ВК-менеджеры сами и целенаправленно ведут дело именно к этому. Как минимум они оптимизируют корпоративные интрасети, упрощают внутренние сайты, приближая их интерфейс и функционал к тому, что предлагают внешние социальные сети. А как максимум – сами идут в Сеть. «Во многих российских компаниях, – рассуждает, например, Татьяна Климова (Мамышева) из IBS, – наблюдается непрерывная война между IT-службами и пользователями. Первые вводят ограничительные меры на пользование популярными социальными сетями, а вторые изобретают все новые способы обхода этих ограничений. При этом есть еще HR-департаменты, которые жаждут создать свои собственные – внутренние – социальные сети и завлечь в них персонал. В большинстве случаев эта борьба обречена на провал либо требует грандиозных инвестиций, не оправдывающих результат. Зачем тратить огромные ресурсы на разработку собственной социальной сети и еще более невероятные ресурсы на привлечение в нее своих сотрудников? Зачем конкурировать, закрывая доступ к внешним сетям и вызывая раздражение персонала? Придите сами туда, где вашим людям привычно и удобно общаться. Не ломайте и не навязывайте сотрудникам стереотипы поведения, используйте уже сложившиеся для своих целей. Люди сами отберут, что для них важно. Для вас важно, что вы будете участвовать в этом конкурсе».
Еще эксперты в один голос говорят о том, что кризис стал катализатором уже давно обозначившейся тенденции слияния коммуникаций внешних и внутренних. «В значительной степени, – отмечается в специальном исследовании консалтингового агентства Incorpore «Внутренние коммуникации в 2010 году», – по составу аудитории, контенту, каналам распространения информации внешняя и внутренняя аудитории становятся все менее дифференцированы. Иногда привлечение к обсуждению корпоративных проблем внешней публики позволяет получить ценную обратную связь и находить удачные решения. Внутренняя аудитория становится все более значимым участником создания позитивного или негативного контента для внешних целевых групп, в первую очередь с помощью социальных сетей и блогосферы».
Такое развитие событий обусловлено и распространением новых технологий и, во многих случаях, изменением структуры трудовых коллективов – ростом доли персонала, полностью или частично работающего в удаленном доступе. Более того, по мнению директора специализированного агентства Inside PR Анны Несмеевой, «функция внутренних коммуникаций в компании, где большинство сотрудников работают удаленно, как ни парадоксально, играет гораздо более заметную роль, чем в компании, ведущей свой бизнес по старинке. Если в стандартной компании обычное общение между людьми может сгладить недостатки функции ВК, то при удаленном контакте сотрудники общаются между собой только благодаря созданным для них каналам внутренних коммуникаций: рассылкам, форумам, блогам, обсуждениям в группах и интранет-порталу, который может объединять эти функции. Сегодня, когда компании, стремясь оптимизировать расходы, включают в свой состав удаленных сотрудников, функция внутренних коммуникаций становится востребованной как никогда ранее. А навыки работы в социальных сетях и блогах делают такие коммуникации комфортными, управляемыми и эффективными».
Анна Несмеева, директор специализированного агентства Inside PR:
Когда я прошлой осенью принимала участие в оценке проектов, поданных на конкурс лучших интранет-систем России Intranet-2010, меня поразила заявка одной фирмы, специализирующейся на продаже плитки и товаров для ремонта. Ее сотрудники работают в хоум-офисах на территории РФ, Италии, США, Украины, Румынии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Белоруссии. Именно внутренний интранет-портал в такой компании стал не только средством объединения коллектива, но способом реализации HR-функции – управления удаленными сотрудниками. Девиз проекта «Мы ищем лучших, а не ближайших» кратко и емко отражает суть подобного метода управления.
Очевидный пример важности ВК при значительной доле работающих в удаленном доступе – IT-компании, особенно те из них, кто нанимает на работу специалистов опять-таки по всему миру. Одна из них, компания из Санкт-Петербурга, в немалой степени именно благодаря своим эффективным ВК стала лауреатом премии «HR-бренд» 2010 года. Здесь активно работают с персоналом, строя коммуникационные потоки внутри организации на базе внутреннего портала и руководствуясь принципами групповой работы в социальных сетях. На этой же основе организует свои внутренние коммуникации обновленная «Евросеть», привлекая на помощь внутреннюю соцсеть компании. «Яндекс», активно приглашающий к сотрудничеству фрилансеров, организует деятельность проектных и рабочих групп в блогах на внутренним портале.