Top.Mail.Ru
архив

Абсолютный мир

История успеха шведской водки Absolut, которая, как теперь может показаться, была на рынке всегда, сравнительно молода и насчитывает всего два десятка лет. В этот период уместились такие новации в области маркетинга, какие и не снились иным маркам со столетней историей.

В 1979 году шведская государственная компания V&S Vin&Spirit AB начала массовый экспорт высококачественной водки, отметив таким образом столетие национального продукта под названием Absolute Rent Branvin (подробнее см. справку).

Фирма нацелилась на большие достижения, обратив свой взор на американский рынок, отличающийся самой интенсивной конкуренцией, но и сулящий самые большие прибыли. В США потребляется более 60% всей водки, производимой в западном мире. Динамика потребления водки в США была такова, что, хотя суммарное потребление алкоголя снижалось, потребление высококачественной водки увеличивалось. Было принято решение поставлять Absolut на американский рынок, позиционировав ее как высококачественную водку с давними традициями и для взыскательного покупателя.

Первоначальные концепции, разработанные маркетологами, пытались подчеркнуть шведские корни новой марки. По одной из них, водку хотели назвать "Водкой шведских блондинов" с изображением на этикетке викингов, занимающихся разбоем, а по другой - "Водкой царского двора" с изображением графина, покрытого инеем. Предлагалось даже завернуть бутылку в бумагу.

Однако ни одна из идей не давала должного представления о качестве и происхождении водки. Исследования показали, что водка высшего качества должна иметь успех на рынке, поскольку наблюдалось явное тяготение покупателей к "белому" алкоголю в противовес "коричневому" (виски, коньяк). "Белые" напитки считались более чистыми, а значит, безопасными для здоровья. На рынке образовалась ниша, которую была призвана заполнить водка класса "премиум".

Решение пришло после того, как была выбрана форма бутылки. Специалист по рекламе Гуннар Броман разглядывал витрину антикварного магазина в Стокгольме и неожиданно увидел там шведскую аптечную бутыль. Она была элегантной, нестандартной, простой в очертаниях и очень "шведской". Нескольким дизайнерам поручили доработать форму бутылки, после чего решили вообще отказаться от этикетки, чтобы не закрывать кристально чистое содержание бутылки. Текст было решено сделать частично цветным и таким образом надпись на бутылке получила голубой цвет - как наиболее заметный и привлекательный.

Новый вариант старинной шведской аптечной бутылки вскоре был признан шедевром современного дизайна. Нестареющая форма, поразительно четкие контуры, исключительно прозрачное стекло создавали неповторимое ощущение чистоты и простоты.

Теперь у фирмы были водка и бутылка, но не было названия. Первоначальный продукт назывался Absolute Pure Vodka ("Абсолютно чистая водка"), но он не мог быть зарегистрирован в США по юридическим причинам, так как слово absolute - часто употребляемое прилагательное, не могущее быть торговой маркой. Было решено опустить последнюю букву "e", устранив юридическое препятствие и одновременно добавив шведского колорита. Слово "чистая" также вызывало юридические нарекания и было устранено. Чтобы подчеркнуть происхождение водки, были добавлены слова Country of Sweden ("Государства Швеции").

Дистрибуцией на американском рынке вызвалась заниматься небольшая нью-йоркская компания Carillon Importers Ltd. Ее руководитель Эл Сингер согласился принять вызов, как только познакомился с новым продуктом. Единственный коммивояжер фирмы Мишель Руа сыграл ведущую роль в маркетинге и продаже водки и в конечном счете стал президентом фирмы-дистрибутора. Бутылка претерпела еще несколько изменений: горлышко удлинили и добавили медальон с портретом отца-основателя Ларса Олссона Смита. Первую партию водки Absolut изготовили и разлили на водочном заводе на юге Швеции в городке Охусе 17 апреля 1979 года, и спустя два месяца водка поступила в розничную продажу в Бостоне.

За первый год в США было продано только 10 тыс. 9-литровых ящиков Absolut. Продажи начались в Бостоне, затем в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и затем по всей стране.

Тщательное внимание к деталям, точный просчет рыночной ниши и ставка на высокое качество продукта сделали свое дело. К 1982 году по объему продаж Absolut обошла свою главную конкурентку - водку Finlandia, которая появилась на американском рынке на десять лет раньше. В 1985 году американские продажи Absolut обогнали продажи советской Stoly, рассматривавшейся шведами в качестве главной конкурентки. После этого Absolut стала самой популярной водкой, импортируемой в США. В продажу в остальном мире Absolut поступила в середине 80-х и с 1994 года входит в десятку лучших спиртных напитков премиум-класса во всем мире.

Параллельно с рыночными успехами Absolut уделил невиданное до тех пор среди производителей спиртного внимание рекламе. В 1980 году было положено начало знаменитой рекламной серии Absolut, длящейся по сей день. С тех пор реклама водки Absolut представляет собой остроумные вариации на одну и ту же тему: изображение бутылки и под ним надпись, состоящая из двух или трех слов, первое из которых всегда Absolut. Первая реклама этой серии Absolut Perfection ("Абсолют Совершенство") стала канонической и вошла во все учебники рекламного мастерства. Кстати, постоянным партнером Absolut по рекламной активности было и остается нью-йоркское агентство TBWA.

Со временем рамки чисто рекламных постеров расширились, и появилось "АБСОЛЮТное" искусство. В 1985 году отцу поп-арта Энди Уорхолу, прославившемуся своей интерпретацией суповых банок Campbell и образа Мэрилин Монро, компания предложила нарисовать бутылку Absolut. Когда рисунок появился в виде рекламы со слоганом Absolut Warhol, стало ясно, что брэнд становится символом. К сегодняшнему дню заказы Absolut выполнили более 400 художников.

При этом их творчество не ограничивается только холстом. В восточном Канзасе в форме бутылки Absolut было... засеяно поле. Эту работу (размер - с двенадцать футбольных полей) для компании выполнил Стэн Херд, известный по портрету ван Гога, также "выращенного" из подсолнечника. Естественно, что оценить масштабность замысла можно только с воздуха. Другой пример: рождественскую елку в лондонском Ковент-Гарден в 1992 году постригли в форме той же бутылки Absolut.

Отдельная история - взаимоотношения Absolut с миром fashion-бизнеса. В 1987 году модельер Дэвид Камерон создал по заказу компании первую коллекцию одежды Absolut. С той поры Absolut сотрудничает с сотнями наиболее известных в мире моды дизайнеров, особое место среди которых занимал покойный Джанни Версаче. С коллекцией Absolut Versace связан самый масштабный творческий проект Absolut. Созданная в 1997 году по заказу фирмы коллекция одежды Версаче была заснята известным фотографом моды Хербом Ритцем в интерьерах "Ледяного отеля" - еще одного объекта, служащего для промоушна водки Absolut. Ежегодно выстраиваемый на севере Швеции, в 200 км за Полярным кругом в местечке Юккасъярви "Ледяной отель", на строительство которого уходит 5 тыс. т льда и 2 тыс. т снега, стал подиумом для супермоделей Кейт Мосс и Наоми Кемпбел. Съемка Херба Ритца появилась в виде восьмистраничной вкладки в журнале Vogue, а презентация коллекции проходила во всемирно известном нью-йоркском клубе Cotton.

Маркетинговые заслуги Absolut отражаются не только в результатах продаж, но и приносят моральное удовлетворение их создателям. Absolut - единственная иностранная торговая марка, внесенная в Зал славы Американской маркетинговой ассоциации. Помимо Absolut этой чести среди всего американского многообразия брэндов удостоены только два - Coca-Cola и Nike.

Еще по теме