Адаптированная война
Не удивлю, если скажу, что Дагестан - это продолжение Чечни. Продолжение во всех смыслах: в военно-тактическом, техническом, политическом и экономическом. После бесславного ухода из Чечни на Кавказе осуществлялась самая популярная российская политическая тактика - "пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Когда же начинает сильно греметь, он еще и уши заткнет. Собственно, ничего другого произойти и не могло. То, что следующим станет Дагестан, было понятно по целому ряду причин. Если взять сопредельные с Чечней северокавказские республики - Ингушетию, например, - то это практически легальный анклав Чечни. Северная Осетия находится в антагонистических отношениях с Ингушетией и Чечней и таким образом льнет к России.
В Дагестане, где перемешано огромное количество национальных групп, где экономическое положение еще хуже, чем в Чечне, политический режим существует как неустойчивое равновесие различных криминальных кланов, которое очень легко нарушить. Чеченская сторона проводила очевидную и целенаправленную политику по нарушению этого равновесия в нужную ей сторону и в нужное время. Поэтому надо было быть полным идиотом, чтобы не предсказать с точностью до месяца начало боевых действий на территории Дагестана. Кстати, люди, которые знают Дагестан, все именно так и предсказывали. С этой точки зрения говорить, что туда вдруг проникли боевики, потому что не было укрепленной границы, по меньшей мере странно. Я думаю, что немало народу знало, когда они проникнут, в каком количестве и какой тропинкой. Хоть бы мину подложили, хоть кучу наложить на этом месте нужно было бы, чтобы они вляпались!
Дагестан нищий. Республика ничего не производит. Безработная молодежь и полный букет сопутствующих "болезней". Единственная сфера "промышленности" Дагестана - это разворовывание и перераспределение (в процессе разворовывания) трансфертов из центра. Собственно, лояльность Москве отдельных групп руководства Дагестана и определяется тем, что это единственная их возможность заработать. Помимо них существуют еще и другие группы, которые были либо не допущены к трансфертам из центра, либо поставили уже на другую лошадь. Они распределяют трансферты, приходящие через Чечню, - иностранные средства под исламской "крышей", - направленные на вытеснение России с Северного Кавказа и вообще на дестабилизацию ситуации в районе. Эти трансферты достаточно большие, и, что самое главное, они пока более целенаправленно распределяются. Другой работы в Дагестане нет.
Дагестан в большей степени, чем все остальные кавказские территории, вышел за пределы гражданско-правового пространства. Ситуация в республике давно была близкой к той, что сложилась в Чечне. Достаточно вспомнить братьев Хачилаевых, штурмовавших госучреждения в Махачкале, вождей лезгинского народа, который - народ - даже не знал, что у него есть такие вожди.
Мне трудно представить, что в руководстве России существует целенаправленный заговор ради тех или иных прикладных или стратегических задач взорвать Северный Кавказ и залить его кровью. Безусловно, существуют различные частные интересы конкретных группировок, которые пытаются решать свои однодневные задачи, в том числе и чисто материальные, с помощью Дагестана. Но я думаю, что все-таки не в этом дело.
Дело в прогрессирующем параличе власти, совести и ответственности. Дагестан - отражение московской политики. Все, что там происходит, буквально по дням можно было просчитать. И то, что там будет происходить, просчитать можно тоже.
Мне кажется, хорошо, что Степашина сейчас убрали. Человек, производивший впечатление в какой-то степени ответственного и старающегося, после случившегося в Дагестане потерял бы лицо безусловно. Его тезис "не повторять старых ошибок" при нынешнем развитии событий мог бы дать такое количество ошибок новых, на фоне которых старые показались бы жалкими. Однако мне непонятно: кто велел нашим военным начальникам локализовать войну с Чечней территорией Ботлихского района? Чеченцы не локализуют эту войну Ботлихским районом. У них совершенно другие задачи. А у нас что, есть какие-то обязательства перед Чечней? Что происходит? Почему надо вытеснить на территорию, между прочим, России (в ту же Чечню) людей, которые убивают русских солдат и российских граждан? Куда их надо вытеснить? Я бы понял, если бы их вытеснили в Папуа - Новую Гвинею, хотя это было бы агрессивным актом по отношению к этой стране. Но они же вытесняют их из России в Россию. То есть практически в Кабардино-Балкарию, в Карачаево-Черкесию, в Краснодарский и Ставропольский края.
В краткосрочном плане: Чечня - это рак. И хирург, который пытается под местной анестезией резать метастаз, не вырезая опухоль, по меньшей мере выглядит сумасшедшим или убийцей. Чечню надо резать. Это первое. А в долгосрочном плане политический и экономический строй, сложившийся в Дагестане, является отражением политического и экономического строя "большой" России, адаптированным для северокавказских наречий. Ну это как, например, адаптировать для идиотов романы "Анна Каренина" и "Война и мир". И покуда такой строй будет существовать в Москве, он всегда будет адаптироваться на местные наречия - согласно нравам и обычаям данных территорий.