Административный бартер
Вполне возможно, что следующий (после технологического перерыва) номер «Ко» выйдет при новом главе российского правительства и/или мэре Москвы. Вероятность такого развития событий существенно возросла в результате недавно состоявшегося в Белом доме перераспределения полномочий. Руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин сменил вице-премьера Александра Жукова на посту председателя комиссии по административной реформе.
До сих пор главный «административный реформатор» Белого дома негласно считался основным претендентом на премьерское кресло. Час Бориса Алешина, который, будучи вице-премьером в касьяновском правительстве, в июле 2003-го стал первым руководителем данной комиссии, так и не пробил. Но шансы Дмитрия Козака, занявшего соответствующую должность уже при Михаиле Фрадкове, были весьма высоки. Не случайно последующее назначение Козака президентским полпредом в «горячем» Южном федеральном округе расценивалось наблюдателями не только как реакция Кремля на события в Беслане, но и как результат действий «силовиков», не желавших отдавать Белый дом более умеренным «юристам». В этом плане весьма показательно, что освободившийся пост руководителя аппарата правительства тогда, в сентябре 2004-го, как раз и занял бывший начальник отдела внешних инвестиций питерского Промышленно-строительного банка Сергей Нарышкин, которого нередко называют креатурой влиятельного заместителя главы президентской администрации Игоря Сечина.
Тем не менее курирование административной реформы перешло к Александру Жукову. А весной 2005-го на фоне участившихся слухов о скорой отставке Фрадкова круг обязанностей единственного вице-премьера еще больше расширился. Ему, в частности, было поручено возглавить работу по «обеспечению оперативного выполнения поручений президента РФ, данных им по итогам его поездок в субъекты РФ и при проведении совещаний, встреч и иных мероприятий в марте 2005-го».
Правда, наряду с увеличением жуковской загрузки в Белом доме, по Москве поползли слухи о том, что заместитель Фрадкова попал в шорт-лист вероятных преемников столичного градоначальника. Незыблемость позиций Юрия Лужкова, чья деятельность не слишком вписывается в выстраиваемую Кремлем «вертикаль власти», давно уже ставится под сомнение. После отмены прямых выборов глав субъектов федерации Владимир Путин может решить судьбу российского политического тяжеловеса одним росчерком пера. Начавшаяся минувшей весной масштабная распродажа цементных и строительных активов, принадлежащих супруге мэра Елене Батуриной, только усилила ожидание московской кадровой революции. Наконец, буквально на днях Мосгордума на своем внеочередном заседании приняла законопроект о пожизненных гарантиях, предоставляемых действующему мэру, который ушел в отставку досрочно или по истечении полномочий.
В меру харизматичный Александр Жуков представляется гораздо более адекватной заменой Лужкову, нежели какой-нибудь очередной малоизвестный президентский сослуживец с Лубянки. Он и для столичного истеблишмента не чужой человек – в 1999-м будущий вице-премьер прошел в Госдуму по федеральным спискам блока «Отечество – Вся Россия»,
созданного при непосредственном участии московских властей.
Однако, став мэром Москвы, Жуков лишился бы возможности участвовать в президентских выборах 2008-го года. Те качества, которые делают его оптимальным кандидатом в столичные градоначальники, в равной степени могут оказаться востребованы и в случае, если в Кремле озаботятся поисками умеренно-либерального преемника Владимира Путина. А с точки зрения дальнейшего продвижения к вершинам российской власти пост премьера представляется наиболее предпочтительным.
Но с утратой титула куратора административной реформы вице-премьер автоматически выбывает из списка претендентов на премьерское кресло, а стало быть, и из шорт-листа – 2008 тоже. Видимо, Александру Жукову, как когда-то его великому однофамильцу, будет все-таки доверена Москва. А правительство возглавит чиновник с не менее «исторической» фамилией. Впрочем, торг еще не закончен.