Адреналин в крови
Визг тормозов, сумасшедшие скорости, моментальные пит-стопы и огромное количество адреналина в крови - вот что такое гонки Гран-при "Формулы-1". Когда на спидометре болида стрелка приближается к 300 километрам в час, малейшая оплошность может стоить пилоту времени на круге или гонки, а то и всего чемпионата.
Именно от техники, а не пресловутого человеческого фактора зачастую зависит исход соревнований или причина аварии. "После Гран-при Турции в 2008 г. мы взяли обычные пробы, и благодаря этому удалось выявить неисправность в двигателе одного из болидов, - вспоминает бессменный технический специалист команды Vodafone McLaren Mercedes Тони Харлоу (на фото). - Когда мы проверили двигатель, обнаружился дефект насоса, и пришлось его заменить. В следующей гонке тот же автомобиль вышел на трассу с тем же двигателем и выиграл Гран-при Монако". Это яркий пример того, как техническое состояние машины и плотное взаимодействие всех поставщиков комплектующих, а также технических жидкостей могут сказаться на исходе гонки.
Уже 18 лет насчитывает история сотрудничества команды Vodafone McLaren Mercedes и компании ExxonMobil. За это время специалисты ExxonMobil помогли добиться трех чемпионских титулов в зачете пилотов и одного в Кубке конструкторов. Казалось бы, насколько велико значение моторного масла для гоночного болида? Ведь важно все - от тормозной системы, аэродинамического сопротивления до мощности двигателя. Однако технические специалисты называют именно масла и другие технические жидкости "кровью" автомобиля. Всем известно, что бывает с организмом человека в случае заражения крови. Поэтому ее анализ берут в первую очередь, когда врач ищет причину болезни. Так и с гоночным болидом: его техническое состояние, вплоть до каждого "органа", оценивают на основе теста технических жидкостей.
В команде Vodafone McLaren Mercedes даже был создан специальный аналитический центр Mobil (MAC). Он проводит сложные тесты топлива и масел - моторных, трансмиссионных и гидравлических. Такой "анализ крови" может иметь принципиальное значение для того, как будут вести себя автомобили в день гонки, говорят эксперты команды Vodafone McLaren Mercedes. Сложные приборы позволяют обнаружить и оценить нежелательные примеси и продукты износа металла даже в самом незначительном объеме. Анализатор масла используется, чтобы "заглянуть внутрь" двигателя и трансмиссии без необходимости разбирать и таким образом проверить их "самочувствие", измерив степень износа основных деталей.
Примечательно, что для усложнения задачи конструкторам FIA недавно запретила разбирать основные агрегаты автомобиля. Не говоря уже о том, что "загнать" двигатель или трансмиссию всего за одну гонку, выжав из них максимум, теперь также не получится. Согласно регламенту, пилот имеет право использовать не более восьми двигателей в сезоне, состоящем из 19 гонок, а коробка передач должна пройти пять гонок, прежде чем ее разрешено будет заменить. Поэтому эти механизмы должны работать как часы в самых экстремальных условиях, коими и являются Королевские гонки. Но ведь адреналин в крови того стоит!