Адвентисты Восьмого марта

01.03.199900:00

На Международный женский день в цветочном бизнесе принято возлагать особые надежды: 8 марта спрос на продукцию цветочных компаний в Москве возрастает в десять, а то и в двадцать раз. Даже простой владелец одного цветочного лотка расположенного в людном месте еще в прошлом году всего за несколько часов мог заработать на женской слабости порядка $500. И только нынешний год не сулит торговцам цветами ничего хорошего.

Избежать общения с цветочником 8 марта невозможно. Уже накануне он будет назойливо искать встречи с вами. Именно на Международный женский день в цветочном бизнесе принято возлагать особые надежды: 8 марта спрос на продукцию цветочных компаний в Москве возрастает в десять, а то и в двадцать раз. Даже простой владелец одного цветочного лотка, расположенного в людном месте, еще в прошлом году всего за несколько часов мог заработать на женской слабости порядка $500. И только нынешний год не сулит торговцам цветами ничего хорошего.

В ожидании чуда

Начнем с арифметики. По неофициальным данным, последние годы в канун 8 Марта в Москве продавалось цветов до 20 млн штук. То есть на каждую москвичку в среднем приходилось четыре цветка. Оценить емкость столичного рынка в деньгах намного сложнее, потому что разброс цен на цветы слишком велик. Тем не менее если взять за основу среднюю оптовую цену на уровне $0,5 за штуку, то получится вполне внушительная сумма - $10 млн. С учетом же того, что наценка розничных торговцев до кризиса составляла 100% и более (сейчас она не превышает 80%), указанная выше сумма увеличится вдвое. При этом мы не учитываем оплату услуг флористов, которые берут за изготовление букетов до 50% от стоимости использованных растений, а также фирм, занимающихся адресной доставкой. Расчеты эти, конечно, весьма приблизительные, но даже они позволяют судить о том, насколько выгодно в женский день оказаться за прилавком с цветами.

В цветочном мире стараются встретить во всеоружии любой «красный» день календаря. Некоторые компании на резком оживлении спроса в Новый год, День святого Валентина, 23 февраля и особенно 8 Марта умудрялись чудесным образом компенсировать чуть ли не все потери, понесенные в течение года. Поэтому нынешняя низкая активность покупателей воспринимаются цветочниками довольно болезненно.

Четыре буханки за розу

По словам Геннадия Ластовского, президента компании «Грин лайн», одной из старейших фирм на столичном оптовом рынке цветов, подготовка к женскому дню - занятие особенное. Любой уважающий себя оптовик обговаривает все заказы на цветы как минимум за месяц до 8 Марта. А уже 5 марта в Москву прибывают последние партии цветов. Не секрет, что продаваемые в столице букеты более чем на 90% иностранного происхождения. Везут их прежде всего из Голландии, на которую приходится больше половины импортируемых российскими компаниями цветов, что составляет примерно $50 млн в год.

Ориентация на импортный товар и привела к тому, что цены на цветы выросли почти прямо пропорционально росту курса доллара. В результате объемы продаж цветов упали в полтора-два раза, а ассортимент сократился в шесть и более раз. «Соотношение валюты к рублю стало таким, что мы скоро приблизимся к планке, за которой рублевая цена импортного цветка сделает его недоступным населению. Поэтому даже незначительное подорожание цветов, приуроченное к 8 Марта, может только ускорить этот процесс. Цветок должен иметь цену 4 - 5 буханок хлеба, а не 10 - 20, как сейчас», - убежден г-н Ластовский.

По утверждению директора подмосковного совхоза «Победа» Бориса Чистякова, некоторые компании пытаются частично спасти положение за счет увеличения доли отечественных цветов, которые в отличие от импортных выросли в цене всего в два раза. Однако от торговцев цветами по-прежнему можно услышать, что отечественные цветоводы не в состоянии удовлетворить даже самые скромные требования по качеству, ассортименту и количеству товара. За весь год «Мослесопарк», который объединяет пять ориентированных на столицу цветоводческих хозяйств, продает всего 15 млн срезанных цветов. Причем за десять дней, предшествующих 8 Марта, крупнейший производитель роз - совхоз «Ульяновский» реализует до 2 млн единиц своей продукции. Вместе с тем ставка на дешевые цветы (тюльпаны, гвоздики, герберы, ирисы и другие), в том числе и отечественные, которые в рознице стоят 20 - 30 руб., не всегда приносит успех. Многие представители цветочного бизнеса утверждают, что категория малообеспеченных покупателей сократилась в Москве заметно больше, чем количество богатых клиентов. «С рынка исчез покупатель с доходом ниже среднего - пенсионеры, школьники и студенты. Они и раньше не часто позволяли себе розы, зато гвоздики брали почти всегда. Сейчас они не могут позволить себе и этого. Платежеспособная категория населения стала исчисляться 10 - 12%», - считает г-н Ластовский. Ему вторит и председатель правления одной из крупнейших оптовых компаний - «Бизнес-букет» Валерий Стаин: «Спрос на розы ценой 80 руб. просел меньше, нежели на 25-рублевые гвоздики. Последние в канун Нового года вообще оказались практически нераспроданными». И это, если так можно выразиться, еще цветочки. День святого Валентина, который с недавних пор благодаря пропагандистским усилиям СМИ занял второе место по объемам продаж после праздника 8 Марта, также разочаровал цветочников. По словам г-на Стаина, если судить по активности покупателей, то можно считать, что никакого Дня святого Валентина в Москве просто не было. Что произойдет в женский праздник, сказать очень сложно, но если верить прогнозам, то в нынешнем году слабый пол 8 Марта получит в подарок цветов в три раза меньше, чем обычно.

Стойкий цветочный солдатик

Говоря о столичном цветочном бизнесе, стоит отметить пару особенностей. Во-первых, несмотря ни на что, практически все цветочные компании выстояли. Во всяком случае, о банкротстве основных игроков речи пока не идет. Отметим, что сегодня в Москве оптовыми закупками цветов за рубежом по-прежнему занимаются как минимум 100 компаний-импортеров. И можно предположить, что накануне 8 Марта число фирм, которые попытаются подзаработать на цветах, станет еще больше. (Известны случаи, когда специально к мартовскому празднику создавались фирмы-однодневки, которые не только ввозили цветы, но и торговали ими на улицах.)

По мнению Геннадия Ластовского, лишь 15 компаний из всего числа импортеров являются по-настоящему заметными. Они в равных долях контролируют до 70% отечественного оптового цветочного рынка. Что касается розничного сектора, то подсчитать количество цветочных стендов, павильонов и магазинчиков не берется никто.

Вторая интересная особенность столичного рынка в том, что он продолжает расширяться. В Москве открываются новые цветочные магазины, что говорит о поразительной стойкости индустрии. В одной маркетинговой фирме живучесть цветочного бизнеса нам объяснили тем, что он был и остается довольно прибыльным занятием. По неофициальным данным, норма прибыли хорошо отлаженной торговли цветами еще недавно составляла 30 - 40%, что соизмеримо, например, с ресторанным бизнесом, который всегда считался делом весьма доходным. Правда, сами торговцы цветами скромно утверждают, что эти цифры изрядно завышены.

Одним из лидеров на розничном рынке считается торговый дом «Цветы метро». Эта компания известна тем, что имеет в подземке 200 торговых точек и контролирует более половины продаж цветов в метро. Руководство торгового дома, похоже, не волнуют такие мелочи, как 8 Марта. В интервью «Ко» президент торгового дома Петр Бобров подчеркнул: «Для нас 8 Марта - проходной эпизод. Мы работаем каждый день. Наша задача - заработать деньги на обороте, а не задирать цены в пять раз в женский день, чтобы стать богатыми в одночасье».

Однако далеко не все цветочники разделяют стоическое спокойствие Петра Боброва. Большинство все-таки ждут от Международного женского дня манны небесной. Но, как мы уже отмечали, в этом году манны им перепадет в три раза меньше.