Top.Mail.Ru
рынки

АЕБ прогнозирует спад авторынка

Машин продается меньше, они дорожают. Фото: РИА Новости Машин продается меньше, они дорожают. Фото: РИА Новости

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (далее — АЕБ) подвел итоги 2019 года: рынок продаж легковых автомобилей ушел в минус. Драйверов не видно — в 2020-м продолжится спад продаж и рост цен.

2019-й — год в минусе

Последний месяц года для иностранных концернов в России был достаточно «высоким»: продажи автомобилей пошли вверх и более чем на 2 % обогнали декабрьские показатели 2018 года. Впрочем, это не повлияло на отрицательный итоговый результат.

Всего в России за 12 месяцев продано 1,759 млн легковых автомобилей. Это на 41 тыс., или 2,3 %, меньше, чем годом ранее.

В начале 2019 года у автоконцернов были оптимистичные ожидания, но уже в сентябре им пришлось скорректировать цифры и констатировать, что после двухлетнего роста рынок вновь погружается в рецессию.

«2019 год оказался труднее, чем думалось в самом начале, — отметил председатель Комитета АЕБ Йорг Шрайбер. — Девять из одиннадцати месяцев мы были в минусе».

Йорг Шрайбер обратил внимание на то, что пиковые продажи приходились на 2012 год, когда в стране было реализовано почти 3 млн машин. После этого цифры шли вниз и достигли антирекорда в 2016-м — тогда россияне смогли приобрести только 1,43 млн новых автомобилей. На смену двухлетней возрастающей тенденции в 2017–2018 годах пришел спад как в количественном, так и в денежном выражении. Усилия дистрибьюторов и дилеров по стимулированию спроса ситуацию не исправили.

Снижение зафиксировано во всех сегментах, кроме маленьких автомобилей и внедорожников: они продемонстрировали небольшой рост — на 1 и 4,3 % соответственно.

По информации АЕБ, более 80 % всех проданных автомобилей были собраны в России. Десять наиболее популярных марок — автомобили отечественной сборки. Возглавляет рейтинг самых покупаемых автомобилей Lada, в топ-3 также входят KIA и Renault. Лидерами по увеличению доли рынка названы китайские автоконцерны Haval и Geely, прибавившие 282 и 186 % соответственно.

2020-й — драйверов роста нет

Согласно прогнозам АЕБ, ждать улучшения ситуации в 2020 году не стоит. Продажи сократятся еще на 2 % — до 1,72 млн автомобилей.

На негативный прогноз влияет то, что участники рынка исчерпали собственные инструменты для стимулирования спроса, а рассчитывать на государство не приходится.

Как отметил председатель Комитета АЕБ Йорг Шрайбер, создается впечатление, что автомобильная тема выпала из приоритетов правительства. Так Денис Мантуров, глава Минпромторга, демонстрирует безразличие при появлении новостей о том, что кто-то из автопроизводителей собирается покинуть российский рынок. «Пусть уходят!» — отвечает министр.

Автопроизводители уверены, что рост продаж возможен только в том случае, если власти подстегнут спрос, примут меры по увеличению доходов населения и не допустят появления дополнительных налогов и сборов, вызывающих повышение цен.

«Российские власти умеют очень хорошо собирать налоги», — подчеркнул Йорг Шрайбер.

Он предупредил о возможном подорожании автомобилей в марте, но оно не должно быть сильным. При этом глава Комитета АЕБ подчеркнул, что рост цен на легковые транспортные средства уже много лет не превышает инфляционной планки и остается на уровне 2-3 % в течение года. Косвенно на рост цен в этом году влияет повышение утилизационного сбора.