Aero-сани
Автомобили Saab всегда держались особняком. Как и их хозяева. Считается, что человек, остановивший свой выбор на Saab, покупает не просто автомобиль, а неповторимый образ. Даже после того как Saab перешел в руки General Motors (выпускаемые сегодня модели Saab 9-3 и 9-5 построены на платформах автомобилей Opel Vectra), шведским автомобилестроителям удалось сохранить индивидуальность своих моделей. Индивидуальность, благодаря которой в середине 90-х годов автомобили Saab пользовались бешеной популярностью в России.
О былом успехе, правда, остались лишь воспоминания. И еще тысячи Saab 9000, «бегающих» по московским улицам. В последние пять лет шведы утратили лидерские позиции на российском рынке седанов бизнес-класса. Но GM рассчитывает, что Saab повторно покорит российские просторы. Ставка делается на топ-модель 9-5 Aero – самый «зимний» автомобиль из породы «горячих» седанов.
Поиск отличий во внешнем облике обновленного Saab 9-5 Aero от предыдущей модели – непростая задача даже для знатоков марки. Изменения видны лишь тогда, когда старый и новый автомобили стоят рядом. Сразу становится понятно, с каким трепетом «саабовские» дизайнеры относятся к фирменному стилю. На первый взгляд все детали одинаковы, но на самом деле и фары, и решетка радиатора, и крылья, и зеркала совсем другие.
Дизайнерам, правда, не удалось решить присущую всем Saab проблему обзорности назад. Сдавать задним ходом мешает высокая кромка багажника – ориентироваться лучше по боковым зеркалам. Впрочем, маневры значительно облегчает «парктроник», который стоит заказать в качестве опции.
Салон на первый взгляд тоже не претерпел серьезной модернизации. Сохранилась фирменная «авиационная» консоль, в прежнем стиле выдержан и щиток приборов. Изменения ощущаются скорее осязанием, нежели зрением. Передняя панель выполнена из мягкого пластика, который по своей фактуре уже практически не уступает натуральной коже. Слегка шершавый «штурвал» (руль обшит перфорированной кожей) приятнее держать голыми руками, а не в перчатках. К комбинации приборов нет никаких претензий, разве что тахометру на автомобиле с явно спортивным характером вполне можно было бы выделить больше места на панели приборов.
Истинные «сааберы» оценят и новое качество фурнитуры – тумблеров, дверных ручек, воздуховодов. Одним словом, по уровню внутренней отделки Saab вплотную приблизился к эталонному немецкому стандарту. Кстати, сейчас все Saab 9-5 изначально оснащаются системой раздельного климат-контроля для левой и правой части салона. Что касается микроклимата, то Saab проявил себя настоящей северной машиной. Мы взяли автомобиль, когда в Москве стояли 20-градусные морозы. Тем не менее мощная «печка» утром успевала нагреть промерзший за ночь салон до комфортной температуры всего за семь-восемь минут. Подогрев кресел поразил своей мощью – «пятой точке» становится тепло уже через минуту после включения подогрева. Его, впрочем, можно регулировать (три режима), так что не поджаришься
Главные изменения в технической начинке автомобиля – это увеличенная с 230 л.с. до 250 л.c. мощность четырехцилиндрового турбированного двигателя, система курсовой стабилизации ESP, новая пятиступенчатая автоматическая коробка передач (она заменила четырехступенчатый «автомат») и более жесткая, со спортивными нотками подвеска.
Доверившись электронике
«250 сил – это даже слишком», – думал я, пытаясь набрать с места 100 км/ч за обещанные 6,9 сек. На асфальте шипованные низкопрофильные шины Hakkapelita при очень резком старте срывались в пробуксовку (или срабатывала антипробуксовочная система TCS, которая приглушала двигатель). Так что насладиться стартовым ускорением в полной мере не удавалось. Зато свою порцию адреналина получаешь сполна, когда на скорости под 100 км/ч утапливаешь педаль акселератора в пол. Неважно, что за покрытие под колесами – снег, лед или мокрый асфальт. На долю секунды на панели приборов включается индикатор ESP, электроника мгновенно выправляет курс (если ускоряться на прямой, то момент заноса абсолютно не ощущается), и вас вдавливает в спинку сиденья словно в авиалайнере в момент стартового набора скорости.
Шведам удалось настроить ESP таким образом, что при резком ускорении система не «глушит» мотор ни на секунду – даже в режиме «газ в пол». Хитроумная электроника только подтормаживает колеса по левому или правому борту при первом намеке на занос. По словам главного специалиста Saab по тормозным системам Ларса-Горана Вармарка, система ESP не предназначена для компенсации недостатков шасси и ошибок вождения: «Традиционные системы, как правило, начинают работать только в тот момент, когда начинается занос. Мы же стремились сделать ESP, которая «пугается» раньше водителя.
Благодаря системе курсовой устойчивости спортивным темпераментом Aero сможет насладиться даже неопытный водитель. Чтобы управлять этим автомобилем в активном стиле, необязательно владеть гоночными приемами – достаточно лишь разумно рассчитывать скорость и верно выбирать траекторию. За нюансами будет следить электроника».
Столь подробного рассказа эта не новая в принципе опция (на автомобилях других марок она уже давно устанавливается серийно) заслуживает еще и потому, что до сих пор в Saab от нее отказывались по концептуальным соображениям. Прежде шведские автомобилестроители придерживались принципа, согласно которому водитель должен управлять машиной без вмешательства электроники. Думается, принципом этим шведы поступились только себе на пользу. Удачно настроенная ESP позволяет без лишнего риска реализовать огромный потенциал турбомотора, к которому у меня всего две претензии. Первая – вибрация на руле и селекторе «автомата» на холостых оборотах двигателя. Она была столь сильной, что я даже решил проверить, не дизель ли спрятан под капотом этого Saab (хотя прекрасно знал, какую машину беру на тест). Возможно, правда, что это неприятное ощущение не следствие конструктивной недоработки, а дефект, который появился в процессе эксплуатации (Aero уже прошел через безжалостные тесты коллег-журналистов). Второй минус – чрезмерная прожорливость двигателя. Автомобиль в городском режиме «выпивает» около 16 литров 98-го бензина. Впрочем, знатоков Saab аппетитом движков не удивить – это характерная особенность раскрученных турбированных моторов.
Прежним Saab не раз доставалось от специалистов за чрезвычайно мягкую подвеску. К новому Aero этой претензии не предъявишь. Характеристики подвески «поджали», придав ей спортивные нотки. Раскачиваний кузова нет и в помине, хотя в чрезмерно лихих виражах крены ощущаются. Удары от ям и ледяных наростов гаснут в недрах подвески, не передаваясь на руль и не вызывая содроганий кузова.
Кстати, зимой видна еще одна завидная черта нового 9-5. Автомобиль обладает отличной… проходимостью. По крайней мере мне ни разу не приходилось выталкивать автомобиль из сугробов, хотя, подыскивая удачный ракурс для фотосъемки, мы колесили по снежной целине глубиной ну никак не меньше 20 см. Из заснеженных арбатских переулков я тоже выруливал без всякого напряжения – и это несмотря на низкий клиренс и автоматическую коробку передач.
Успешному преодолению снежных заносов помогают «союз» ТСS и ESP, который не позволяет колесам срываться в пробуксовку и закапываться (при этом не заглушая двигатель), а также относительно малый вес автомобиля, передний привод и широкие шипованные шины.
Борьбу за покупателя Saab 9-5 Aero ведет с такими первоклассными моделями, как Audi A6, BMW 5-й серии, Mercedes-Benz E-класса и Volvo S80. Думается, шансы Saab на успех весьма неплохи. Шведские автомобилестроители теперь с полным правом могут гордиться не только ярко выраженной индивидуальностью Saab, но и высочайшими потребительскими качествами своего детища, подросшего до уровня конкурентов.