Аэрофлот

Включение экспертами "Ко" российского национального перевозчика - ОАО "Аэрофлот - РМА" в short-list конкурса "Компания года" поначалу может показаться странным. Однако с экспертами придется согласиться: только одна из самых сильных российский корпораций может с наименьшими для себя потерями пережить и невероятное давление политиков на менеджмент, и стремительное падение спроса, и резкие ценовые колебания.

В условиях стресса "Аэрофлот" продолжал эффективно перестраивать структуру компании, упорядочивать финансовые потоки, вести успешные переговоры с кредиторами, пополнять парк самолетов. Авиакомпания сохранила лидерство в секторе международных перевозок и продолжает в 1999 году экспансию на внутреннем рынке.

ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" - правопреемник советского "Аэрофлота". Компания владеет 123 самолетами (из них 26 - иностранного производства) и выполняет рейсы в 150 городов 79 стран мира. По итогам 1998 года компания имела небольшую прибыль (около 10 млрд руб.), а в первом полугодии нынешнего года зафиксированы убытки в размере около 18 млрд руб., что в нынешней экономической ситуации выглядит вполне естественно.

Несмотря на неблагоприятные условия, авиакомпания сумела добиться некоторых производственных успехов. За 9 месяцев 1999 года удалось увеличить коммерческую загрузку рейсов почти на 2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), превысить план по грузоперевозкам на 6,2% и сохранить прошлогодний объем перевозок пассажиров (3,576 млн человек против 3,471 млн в 1998 году).

"Аэрофлот" унаследовал от советской корпорации в основном лишь международную инфраструктуру: исходно предполагалось, что вновь созданное ОАО будет действовать преимущественно на международных рейсах, а на внутренних будут летать новые компании, в том числе региональные. Впрочем, ни запрета на работу "Аэрофлота" внутри страны, ни запрета новым компаниям на обслуживание международных рейсов не было. В результате "Аэрофлот", оставаясь крупнейшей российской авиакомпанией на международных рейсах, начал в 1998 году программу расширения полетов внутри России, причем в условиях достаточно жесткой конкуренции. Конкуренты обвиняли авиакомпанию в дотировании цен на внутренние перевозки за счет международных рейсов, на которых компания как национальный перевозчик имеет большие преимущества, однако обосновать обвинения не удалось. Стратегия перехода на внутренний рынок оказалась верной.

Основными акционерами компании являются государство в лице РФФИ (51,7% акций), ряд юридических лиц, причисляемых к "империи" Бориса Березовского(28%), а также трудовой коллектив. Большинство проблем компании в 1999 году связано именно с такой структурой собственности: "акционерные разборки" вокруг "Аэрофлота" привели к изгнанию менеджеров, обвинявшихся в лоббировании интересов Бориса Березовского, что серьезно ударило по имиджу "Аэрофлота".

По информации "Ко", в ближайшее время "Аэрофлот" приступит к реализации второго этапа реструктуризации. Из состава авиакомпании предполагается вывести подразделения, специализирующиеся на наземном обслуживании самолетов и кэтеринге. Ожидаются изменения в структуре международных платежей (по информации "Ко", "Андаву" и другие компании, занимавшиеся финансовым обслуживанием международных продаж, заменит банк Chase Manhattan). Будет пересмотрена политика в отношении зарубежной собственности. Планируется создать нескольких СП с российскими региональными авиакомпаниями (в частности, с компанией "Донские авиалинии").

"Аэрофлот" не отказывается и от освоения внутреннего рынка, на котором ведет себя весьма агрессивно: по темпам развития впереди "Аэрофлота" только авиакомпания "Сибирь", трансформирующаяся сейчас из региональной в общероссийскую.

В ближайшее время обстановка вокруг "Аэрофлота" может накалиться вновь. По информации "Ко", менеджерами компании разработана программа реструктуризации задолженности, предусматривающая уменьшение государственного участия в "Аэрофлоте" и вхождение в состав акционеров компании крупного иностранного инвестора. Можно себе представить, какой шум поднимется вокруг этого в общем-то логичного предложения, которое уже отправлено в правительство. Так может вести себя только компания, уверенная в собственных силах.