«Аэрофлот» долетался до санкций
«Аэрофлот» может войти в новый санкционный пакет Евросоюза, готовящийся из-за миграционного кризиса и противостояния на белорусско-польской границе. В Совфеде, в качестве ответного шага, обещали «подумать» над запретом полетов западных компаний над Россией. Сам авиаперевозчик отрицает обвинения в перевозке мигрантов и готовится защищать интересы в суде на фоне падения цены акций.
Власти ЕС обсуждают возможность введения санкций против «Аэрофлота» в рамках нового санкционного пакета против Белоруссии, который связан с миграционным кризисом, сообщил Bloomberg со ссылкой на европейского чиновника, знакомого с этими планами. Целью санкций станут физические и юридические лица, причастные к переброске мигрантов к границам ЕС через Белоруссию. Помимо «Аэрофлота» в список может попасть турецкая авиакомпания Turkish Airlines, уточняет собеседник издания. О вводе новых ограничений Брюссель может объявить вместе с США и Великобританией уже в начале следующего месяца.
О готовящихся санкциях против Белоруссии сообщало также издание Politico. По его данным, в пакет будут включены два раздела. Первый введет ограничения против ответственных за организацию притока мигрантов к границе, а второй — против виновных в нарушениях прав человека в Белоруссии. ЕС планирует добавить категорию «торговля людьми» в качестве правового основания для введения санкций, отмечало издание. В первую очередь санкции коснутся белорусского перевозчика «Белавиа», но рейсы в Минск выполняют и российские авиакомпании «Аэрофлот», Utair и Nordwind Airlines, а также Turkish Airlines и FlyDubai.
Reuters со ссылкой на трех дипломатов из Европы сообщает, что ЕС одобрит новые санкции уже на следующей неделе. Меры, по словам собеседников агентства, коснутся 30 человек и компаний, включая главу МИД республики и «Белавиа». Ограничения лишат белорусскую авиакомпанию возможности арендовать самолету у ирландских, румынских и датских компаний, отмечает агентство.
По словам источников Bild, в частности, «Аэрофлот» и Turkish Airlines участвуют в перевозке мигрантов из Белоруссии в Германию. За последние шесть недель по этому пути прошли 6 тыс. беженцев при участии российской и турецкой авиакомпаний.
По зимнему расписанию до марта еженедельно в Минск пребывают около 40 самолетов из Стамбула, Дамаска и Дубая. Немецкое издание Welt am Sonntag писало, что по сравнению с зимой 2019-2020 года общее число рейсов из этого региона выросло более чем в два раза.
Отрицание
«Информация об участии или содействии ПАО “Аэрофлот” в организации массовой перевозки мигрантов на территорию республики Беларусь не соответствует действительности», — цитирует «Интерфакс» пресс-службу авиакомпании. В «Аэрофлоте» указали, что не выполняют регулярных рейсов в города Сирии и Ирака, рейсов по маршруту Стамбул-Минск и чартерных рейсов по этим направлениям. По словам источника РБК, близкого к «Аэрофлоту», авиакомпания не летает в страны, из которых традиционно идет поток беженцев. Он добавил, что на Ближнем Востоке у перевозчика из направлений только Египет, Израиль, Иран и Эмираты.
В «Аэрофлоте» заявили, что транзитное движение из Ирана, Ирака, Сирии через Россию в Белоруссию затруднено, поскольку для этого требуется получение транзитных виз РФ, добавили в компании. С начала октября транзитом через аэропорт Шереметьево в Минск проследовали из Бейрута 19 пассажиров, а транзитных пассажиров — граждан Сирии и Ирака, следующих в Минск из других направлений (Ташкент, Стамбул, Дубай) — не зафиксировано, подсчитала авиакомпания.
«Информация об угрозе введения санкций может оказать существенное негативное влияние на операционную, финансовую деятельность компании, ее капитализацию», — заявили в «Аэрофлоте». Перевозчик собирается защищать свои интересы всеми возможными законными путями, включая использования права на судебную защиту.
На фоне новостей о санкциях утром акции «Аэрофлота» стали лидерами падения на Мосбирже, снижаясь более чем на 2%, до 66,28 руб. Позже бумаги немного отыграли падение и сейчас торгуются по 67,08 руб. (-1,12%).
В Turkish Airlines также отрицают причастность к нелегальному передвижению мигрантов, в том числе через Белоруссию. Авиаперевозчик называл обвинения СМИ в незаконной перевозке мигрантов «безосновательными».
Однако же в Минске утверждают, что беженцы пребывают на территорию республики законным путем. «Нарушений законодательства со стороны мигрантов не зафиксировано. Они находятся на территории Республики Беларусь законно», — сообщал во вторник глава МВД Белоруссии Иван Кубраков (цитата по «БелТА»).
Запретом на запрет
В Кремле назвали материал Bloomberg вбросом. «Давайте все-таки рассчитывать на то, что подобные безумные идеи живут лишь в подобных информационных вбросах. Мы с вами уже видели заявление компании о том, что они не обеспечивали и не обеспечивают перевозку мигрантов в Минск, не принимают в этом участие», — сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Если даже какие-то перевозчики и перевозят беженцев, то это «никоим образом не противоречит никаким нормам международным», считает он.
Кроме того, президент Владимир Путин находится в постоянном контакте с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, а накануне обсудил по телефону ситуацию на границе республики с и.о. канцлера ФРГ Ангелой Меркель, добавил представитель Кремля.
Если Евросоюз введет санкции против «Аэрофлота», то Россия может рассмотреть вопрос о запрете полетов западных авиакомпаний над своей территорией, заявил первый замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. По его словам, зарубежные авиакомпании «очень сильно зависят от России в силу ее географического положения».
Власти Польши накануне предупредили, что могут полностью закрыть границу с Белоруссией. В ответ на это Лукашенко допустил перекрытие газопровода «Ямал-Европа» и полную остановку транспортного транзита из Польши и Германии в Россию. «Мы обогреваем Европу, они нам еще угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем природный газ туда? Поэтому я бы руководству Польши, литовцам и прочим безголовым порекомендовал думать прежде, чем говорить. Но это их дело. Закроют — пускай закрывают», — цитирует «БелТА» президента республики. Лукашенко подчеркнул, что Белоруссия, защищая свой суверенитет и независимость, не должна «останавливаться ни перед чем».
Ситуация на границе
Миграционный кризис на границах Белоруссии с Польшей продолжается с сентября. В ночь на 8 ноября ситуация обострилась. К белорусско-польской границе со стороны Белоруссии организованно направились около двух тысяч мигрантов. Они пытались прорваться в Польшу силой, разрушая установленные заграждения. С польской стороны границы раздавалась стрельба. Белорусские власти заявили, что не будут мешать транзиту беженцев, поскольку страны ЕС «развязали гибридную войну» с республикой. По словам Лукашенко, из-за санкций запада на сдерживание мигрантов нет «ни денег, ни сил». По словам Лукашенко, из-за санкций Запада на это нет «ни денег, ни сил».
Польша обвинила Белоруссию в провокации. В Варшаве считают, что крупные группы мигрантов находятся под полным управлением белорусских спецслужб и армии. При этом наплыв беженцев со стороны Белоруссии зафиксировала не только Польша, но также Латвия, Литва и Эстония. В ЕС обвинили Минск в создании каналов нелегальной миграции из стран Ближнего Востока и Африки с целью вынудить сообщество снять санкции с республики.
По данным «Коммерсанта», чей корреспондент побывала в палаточном лагере на границе, большинство опрошенных мигрантов рассказывают, что бежали от нищеты и безнадежности. Они жалуются на отсутствие работы на родине, низкие зарплаты, а некоторые и на власти Иракского Курдистана. Однако они все же смогли собрать около $3 тысяч на человека для оформления документов на въезд в Белоруссию, отмечает издание.
Ситуация с мигрантами привела не только к политическому спору, но и к снижению уровня транзитных перевозок. На границе образовались очереди из фур длиной до 25 км, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей логистических компаний. Время ожидания на въезд в ЕС, по разным оценкам, может достигать 80 часов, а каждый день простоя обходится компаниям в €500.
Сейчас фуры идут на пока открытые КПП «Корощин-Козловичи» и «Бобровники-Берестовица». Представители логистических компаний считают, что сейчас альтернативой является объездной маршрут через Латвию. При этом в Латвии действует режим чрезвычайной ситуации на границе с Белоруссией. Аналогичную меру сейчас обсуждает Сейм Литвы. Логисты допустили, что фуры могут перенаправиться в ЕС через Украину, однако Киев ввел санкции против широкого спектра товаров, ввозимых из России, что затрудняет реализацию данного варианта.