Афганский тупик
ПОПЫТАЙТЕСЬ представить себе цивилизацию без электричества, телефона, газет, без обмена информацией и идеями. Вам надлежит придерживаться только тех мыслей и представлений, которые внушает мулла на проповеди. Они же, по сути дела, очерчивают те границы, за которые не должен простираться духовный и культурный мир человека.
Ни одна из идей западных светочей науки и культуры, не дошла до афганской деревни. Пусть тот, кто думает, что движение Талибан символизирует собой крайнюю форму отсталости, не питает иллюзий. Условия существования одинаковы для всего Афганистана.
Афганские женщины – все без исключения, – выходя из дому, должны надевать чадру. Моджахеды (на Западе их представляли борцами за свободу), которые вынудили уйти советские войска, не были тогда и не являются теперь более цивилизованными по отношению к женщине, чем одолевшие их талибы.
С этой точки зрения разрушение статуй Будды в провинции Бамиан – «вполне сознательное безумие» для общества, которое по уровню своего развития оказалось в первых веках нашей эры. Я хочу сказать, что нам не следует этому очень удивляться. Что, впрочем, совсем не означает, что мы не должны обращать на это внимания или что мы не должны испытывать сожаления по поводу целенаправленного разрушения памятников общечеловеческой культуры.
Самым реалистичным и самым практичным в этих условиях был бы «релятивистский» подход. Куда шагнуло афганское общество за последние годы – вперед или назад? Если под словом «вперед» мы подразумеваем приближение к принципам свободы (свободы личности, экономической и общественной свободы), то ответ однозначен – нет. Афганское общество сегодня откатилось «назад» гораздо дальше, чем во времена премьера Дауда, советского вторжения и времен правления Наджибуллы.
Очень трудно себе представить, чтобы кому-нибудь из этих правителей пришла в голову идея расстреливать статуи Будды. И, действительно, никто из них этого не делал. Таким образом, мы имеем дело со все большим отдалением от цивилизации. Но было бы нечестно поставить точку в наших рассуждениях, не признав, что огромная ответственность за все это лежит на всем окружающем внешнем мире.
Говорю о «внешнем» мире, потому что самокритичным должен быть не только Запад. США, Россия, Китай, Пакистан, Саудовская Аравия, Индия, Иран – все они в разной мере ответственны за то, что произошло в Афганистане. Первой семена ненависти и произвола посеяла в Афганистане Великобритания как колониальная держава. Со временем эти семена дали чудовищные всходы.
Афганцы не смогли бы разорить до такой степени собственную страну, если бы их не вооружали мощные силы извне. Бессмысленно надеяться, что афганцы без посторонней помощи смогут вернуться к нормальной жизни. Глупо полагать, что их надо принуждать к этому силой. Не получится. А вот осторожная и уважительная помощь необходима.
В первую очередь необходимо заставить внешних интриганов прекратить вмешательство во внутренние дела Афганистана. Это очень влиятельные круги, которые благодаря торговле наркотиками располагают огромными деньгами и военной силой, а также рычагами, приводящими в движение отмывание денег, коррупцию и терроризм. Нужно, чтобы все – включая страны и правительства, которые сами создали «афганскую проблему» – приняли наконец мудрое решение выступить единым политическим фронтом.
Сегодня мы сталкиваемся лицом к лицу с не имеющей аналогов гуманитарной катастрофой, порожденной политическими недомыслием и эгоизмом. То, что происходит в Афганистане, не имеет ничего общего с событиями в Руанде, где шла резня между двумя народностями, а остальному миру не оставалось ничего другого, как с ужасом наблюдать за этим. Выбраться из афганского тупика, спасти два или три миллиона человек (в большинстве своем детей) от холода и голода – на деле то же самое, что спасать статуи Будды в провинции Бамиан. Требуется не только гуманитарная помощь, но и политическое решение.