Top.Mail.Ru
архив

Африка хочет быть Европой

Благодаря своим природным богатствам ЮАР стала самой развитой страной Африки. На деньги от добычи золота и алмазов в ЮАР созданы современная энергетика, транспорт и машиностроение. Сейчас ЮАР спешным образом развивает сектор высоких технологий. В республике считают, что если не развивать технологий, то страна скатится до уровня государств третьего мира.

 

В Африке нет страны, более удаленной от Европы, чем ЮАР. Однако расстояния не помешали европейскому капиталу пустить здесь самые глубокие на африканском континенте корни и заложить основы для быстрого индустриального развития страны.

В 1652 году на юге Африки была образована голландская колония. В течение последующих двух с половиной столетий за обладание этой территорией боролись Голландия и Великобритания. Каждая из этих европейских держав хотела контролировать порт Кейптаун на границе Атлантического и Индийского океанов, а также богатые полезными ископаемыми недра Южной Африки.

Чем серьезнее геологи изучали пустыни и горы Южной Африки, тем выше становился интерес британцев и голландцев к этой земле. В 60-х годах XIX века на месте слияния рек Вааль и Оранжевая геологи обнаружили крупные месторождения алмазов, а еще через 20 лет в провинции Трансвааль были открыты крупнейшие месторождения золота. Британский капитал бросился осваивать эти богатства. Среди нескольких добывающих компаний в скором времени на первые роли выбилась De Beers, созданная в 1880 году Сесилом Родсом. De Beers удалось монополизировать добычу алмазов. В 1891 году британская королева Виктория даровала Родсу хартию на создание привилегированной British South Africa Company с практически неограниченными полномочиями. Компания превратилась в административную структуру, ее глава имел право содержать собственную армию, строить города и прокладывать железные дороги. Стараниями британских компаний Южная Африка стремительно превращалась в промышленный район. Натиску британского промышленного капитала попытались помешать голландские колонисты-буры. Пиком противостояния стала англо-бурская война (1899 – 1902), в ходе которой сопротивление буров было сломлено. В 1910 бурские республики Трансвааль, Оранжевое Свободное государство и британские территории объединились в Южно-Африканский Союз, который вошел в Британское Содружество. Позже страна была переименована в ЮАР.

 

Черно-белая страна

На протяжении всего ХХ века основу экономики ЮАР составляла добывающая промышленность. На высокие доходы от горной промышленности создавались транспортная сеть, инфраструктурные отрасли. При этом ЮАР сочетала в себе черты современного индустриального государства и страны третьего мира.

Впрочем, этому феномену было простое объяснение: в ЮАР фактически сосуществовали два мира. Белому меньшинству принадлежали технологические компании, банки, университеты, информационные и политические ресурсы. Черное же большинство было вынуждено довольствоваться ролью дешевой неквалифицированной рабочей силы. Идея раздельного проживания черного и белого населения была оформлена юридически и получила название «апартеид».

В 1970-е годы мировое сообщество осудило апартеид и ввело против ЮАР экономические санкции. Однако это не особо отразилось на развитии экономики ЮАР, поскольку запреты касались прежде всего отраслей, связанных с военной промышленностью. Кроме того, многие партнеры ЮАР – Израиль, Тайвань и др. – регулярно нарушали режим международных санкций.

Основными экономическими партнерами и инвесторами ЮАР на протяжении ХХ века были США и Великобритания, а главными объектами их инвестиций – местные транспорт, энергетика и машиностроение.

Электронной промышленности в ЮАР не было вплоть до начала 1990-х. Электронная техника импортировалась из США, Японии, стран Юго-Восточной Азии.

В конце 1980-х правительство ЮАР решило наверстать упущенное и приняло постановление о предоставлении налоговых льгот для производителей электроники. Через несколько лет в ЮАР насчитывалось уже свыше 200 производителей компьютеров, средств связи и бытовой электроники. Самыми крупными в этом ряду стали компании Grinaker Group, South African Microelectronics Systems, Brown Bowery Technologies. Налоговые льготы и наличие квалифицированной рабочей силы привлекли и зарубежных инвесторов. Выпуск бытовой техники в ЮАР наладили немецкая Siemens и корейская Samsung. В 1993 году в ЮАР началась сборка компьютеров по лицензии IBM. Американский гигант доверил собирать компьютерную технику местному партнеру – компании Mercer. В результате этой поддержки Mercer стала самым крупным игроком на компьютерном рынке ЮАР – ее доля составляет более 15% .

 

Не золотом единым

В 1994 году система апартеида прекратила свое существование. В результате объявленных президентом ЮАР Фредериком де Клерком свободных выборов к власти в стране пришло правительство черного большинства под руководством лидера Африканского национального конгресса Нельсона Манделы. Далеко не все представители белого меньшинства были рады переменам. Начался отток из страны белых специалистов, что плохо сказалось на экономике страны: если в начале 1990-х ежегодный рост ВВП составлял не менее 3%, то к 2001 году темпы роста замедлились до 1,7%.

Перед страной замаячила угроза выпасть из числа индустриальных государств и скатиться к уровню стран третьего мира.

Чтобы воспрепятствовать этому, правительство решило ускорить развитие технологического сектора. В 1996 году была принята программа GEAR (Growth Employment and Distribution), направленная на ускоренное развитие перспективных отраслей.

В соответствии с этой программой были приватизированы четыре крупнейшие государственные компании Transnet, Telkom, Escom, Denel. Первая из них занималась развитием транспортной сети, вторая – телекоммуникациями. Третья и четвертая – энергетикой и машиностроением соответственно. В ходе приватизации эти компании были приобретены инвесторами из США и стран Юго-Восточной Азии. В частности, крупнейшими акционерами Telkom после первого этапа приватизации компании стали американская SBC и Telecom Malaysia – они контролируют по 30% акций оператора.

Переход от апартеида к демократическому обществу, хотя и преследовал благие цели, стал для экономики стрессом. Поэтому правительство приняло специальные меры, призванные стимулировать иностранные инвестиции в технологический сектор. Был принят закон о денежном возмещении потерь, связанных с инфляцией, а также введен дополнительный пакет налоговых льгот для компаний, использующих ноу-хау или технологии, ранее не использовавшиеся в ЮАР.

Меры оказались весьма эффективными. Вслед за IBM сборку компьютеров в ЮАР наладили Сompaq и Acer. Их привлекли не только налоговые льготы, но и быстрый рост местного компьютерного рынка. Например, в 1996 году рынок компьютеров в ЮАР вырос на 17%, после чего емкость местного рынка ПК достигла 500 000 штук. Правда, в структуре ВВП страны на быстро растущий сектор электроники в 2001 году приходилось всего 3%.

В секторе телекоммуникаций (на него в конце1990-х приходилось 18% иностранных инвестиций в экономику ЮАР) главная задача – преодоление последствий апартеида. В городах и промышленных районах, то есть в местах традиционного обитания белых, на 1000 человек населения приходится несколько сот телефонных линий, тогда как в сельских районах и поселках черной бедноты на 1000 жителей насчитывается не более 22 телефонных линий. Общий уровень телефонизации страны с 43-миллионным населением составляет 10%. Соответственно и Интернет (в стране около 500 000 пользователей Сети) представлен только в тех районах, где есть связь. Иными словами, пользуется Интернетом в основном белое население.

 

«Билл Гейтс» на орбите

Чтобы подтянуть развитие связи в африканской глубинке, правительство решило провести дальнейшую приватизацию Telkom и демонополизировать отрасль (демонополизацию энергично лоббировали другие телекоммуникационные компании ЮАР – в частности, сотовый оператор M-Cell). В мае 2002 года монополии Telkom пришел конец – Transnet и Escom вывели на рынок свои телекоммуникационные подразделения в качестве самостоятельных компаний.

Однако Telkom, потеряв статус монополиста, не снизила активности. Руководство компании приняло решение о полной модернизации инфраструктуры. Деньги от дальнейшей приватизации Telkom планирует направить на реализацию пятилетнего плана Vision-2000. В соответствии с этим планом в районах, где связь развита слабо, предполагается проложить 3 млн новых телефонных линий. Кроме того, компания собирается перейти на цифровую коммутацию и волоконно-оптические каналы связи.

Несмотря на кризис мирового Интернет-рынка, правительство ЮАР продолжает поддерживать идею электронной коммерции и связывает с Интернетом надежды на выравнивание социально-экономического развития регионов страны.

ЮАР удалось добиться некоторых успехов в годы Интернет-бума. Самый известный представитель новой экономики ЮАР – Марк Шаттлуорт. На родине его называют южноафриканским Биллом Гейтсом. Созданная в 1996 году Марком Шаттлуортом Thawte Consulting занималась разработкой программного обеспечения для защиты Интернет-коммуникаций. Другим направлением деятельности компании стала продажа электронных сертификатов, подтверждающих подлинность сайта и гарантирующих защиту от несанкционированного доступа к номеру кредитной карты. В результате в 1999 году 42% всех защищенных коммерческих серверов в мире имели патенты Thawte.

Шаттлуорт задумывался о создании в ЮАР аналога Силиконовой долины, но эта его идея потерпела крах. В феврале 2000 года Шаттлуорт продал свой бизнес за $500 млн главному конкуренту – американской компании VeriSign и увлекся другими идеями. Южноафриканский предприниматель получил всемирную известность как космический турист, побывавший в апреле 2002 года на международной космической станции.

Еще по теме