Агенты ИИ: миссия по внедрению в бизнес выполнима

13.01.202513:35

Искусственный интеллект начал свой трудовой путь с очень узкой специализации и много лет успешно решает отдельные задачи лучше человека: предсказывает выход оборудования из строя по показаниям датчиков, выявляет нарушения техники безопасности по изображениям с камер наблюдения, прогнозирует погоду или курс акций на основе больших данных, а также определяет, какие публикации в социальных сетях будут интересны аудитории. Как эффективно «нанять» нейросеть, рассказывает Андрей Беляев, руководитель направления консалтинга в области данных и аналитики «Рексофт». 

По мере развития генеративных моделей машинного обучения (ИИ, способного создавать текст, изображения, видео) и с появлением больших языковых и мультимодальных моделей, таких как ChatGPT и GPT-4o, способных в т.ч. выполнять инструкции на естественном языке, возможности ИИ приблизились к человеческим, особенно в плане универсальности. Теперь одна и та же базовая модель может придумать сказку для ребенка и проанализировать бизнес-отчет. Однако такая «‎модель-оркестр»‎ не всегда является оптимальным исполнителем для каждой из задач и может требовать больших вычислительных ресурсов.

Здесь на помощь приходит опыт человеческой деятельности: разделение задачи на подзадачи и поручение их профильным специалистам приводит к более эффективным решениям. 

Использование агентов на базе больших языковых и мультимодальных моделей дополняет способности этих моделей крайне практичными умениями выполнять сложную задачу в несколько этапов, планировать, запоминать информацию, интегрироваться с внешними инструментами и данными, взаимодействовать с другими агентами и людьми.

Если ИИ-агента можно сравнить с отдельным сотрудником, то мультиагентные системы — это целая команда, где каждый отвечает за свою часть работы. Такие системы позволяют выполнять сложные задачи быстрее и качественнее. При этом отдельные ИИ-агенты могут: 

Теперь можно поручить решение конечной задачи не «универсальной модели-одиночке», а команде профессионалов, снабженных всеми необходимыми инструментами. Они разделят задачу на подзадачи, каждая из которых будет поручена оптимальному исполнителю. 

На данном этапе развития генеративных моделей мы не всегда сможем полностью понять, какая «магия» происходит в «голове» у отдельного агента искусственного интеллекта, зато сможем отслеживать, как он использовал базовую модель, что хранил в памяти, какие инструменты и как использовал. Кроме того, мы сможем контролировать все коммуникации ИИ-экспертов и вмешиваться при необходимости. 

Уже сегодня ИИ-помощники на основе больших языковых моделей выполняют часть функций различных подразделений/ролей в организациях, повышая продуктивность:

Однако для решения более сложных и многоаспектных задач требуется подход, который объединяет специализированные возможности различных ИИ-агентов. Мультиагентные сценарии уже успешно применяются:

Для успешного онбординга ИИ-агентов в организацию, также, как и для людей, необходимо:

Необходимо уже сейчас организовывать рабочие места для ИИ-агентов и создавать смешанные команды, которые будут сочетать людей и искусственный интеллект. Мультиагентный подход позволяет эффективно передавать рутинные задачи ИИ-системам, что ускоряет трансформацию организаций на основе генеративного ИИ и повышает их конкурентоспособность в условиях текущей научно-технической революции. Таким путем, например, идет и группа «Рексофт».