Airbnb здесь не место
«Народный» туризм, двигателем которого выступают сервисы, подобные Airbnb, набирает популярность после пандемии. Весеннее падение заказов (на 90%) компенсируется ростом, превышающим прошлогодние показатели. Людей привлекает приемлемая цена и возможность сохранять социальную дистанцию на отдыхе. Минимум контактов, отсутствие персонала и других гостей стали очередными преимуществами онлайн-платформ. Неожиданно цифровой сервис, который ранее переживал обвинения в мошенничествах, вечеринках со смертельным исходом и торговле людьми, снова выплыл и полон задора провести долгожданное IPO.
В США с 17 мая по 6 июня 2020 года — в самый разгар пандемии — число бронирований на платформе превысило цифры 2019 года. «Суперхосты» говорят о 50-процентном росте. 8 июля сервис зарегистрировал более миллиона бронирований по всему миру со стартом аренды после 7-го августа.Одновременно власти мегаполисов усилили наступление на сервисы краткосрочной аренды. Париж, Амстердам, Лондон, Сан-Франциско, Мадрид, а теперь и Будапешт объявили войну Airbnb. Чиновники уверены, что ограничения спасут гостиничную индустрию, сильно пострадавшую от коронавируса, а также остановят рост цен на недвижимость.
В середине июля в Венгрии принят закон, наделяющий муниципалитеты полномочиями ограничивать срок, на который квартиры можно сдавать по модели Airbnb.
Colliers International помещает его в число европейских лидеров по доле Airbnb на рынке аренды недвижимости — в 2018 году она достигла 20 %. Есть еще сервис Vrbo, но его показатели гораздо более скромные: 300 объектов в Будапеште.
С одной стороны, привлечение большого числа туристов дало импульс для ресторанной и барной индустрии, стимулировало восстановление ветхих зданий и благоустройство. С другой — обернулось тем, что многоквартирные дома в центре превратились в мини-отели, в которых располагаются туристы, не считающиеся с интересами местных жителей. Впрочем, венгров в Будапеште становится все меньше: долгосрочная аренда жилья в самых привлекательных районах стала недоступной даже представителям среднего класса, так как квартира площадью 50 кв. м подорожала на 35–75 евро в сутки — цены сравнялись с венскими. Аналитики Knight Frank считают, что по динамике роста цен на недвижимость Будапешт вышел на второе место среди 150 крупнейших городов мира.
Для борьбы с угрозой венгерское правительство решило воспользоваться опытом других европейских стран. Пикантности венгерскому кейсу добавляет то, что бенефициаром ограничений в отношении Airbnb должна стать гостиничная индустрия, активными инвесторами которой выступают семья и близкие премьер-министра страны Виктора Орбана.
Одним из первых попытался отрегулировать работу онлайн-сервисов краткосрочной аренды Берлин, также страдающий от чрезмерного наплыва туристов. В 2016 году город полностью запретил сдавать жилье по модели Airbnb: вместе с гостями всегда должен был находиться и сам владелец. Это привело к тому, что туристический поток стал падать слишком быстро. В ответ власти пошли на уступки и по специальному разрешению позволяют сдавать квартиры на короткий срок, при этом число объектов ограничено двумя, а срок сдачи — 90 днями.
Париж — второй по величине рынок для Airbnb после США. На платформе размещены свыше 65 тыс. объектов недвижимости. В феврале 2019 года мэрия подала в суд на Airbnb, требуя с компании 14 млн долларов из-за тысячи нелегальных объявлений. Закон ограничивает срок кратковременной аренды 120 днями, но собственники жилья не соблюдали требования и продолжали сдавать жилье туристам через платформу. Однако суд отклонил иск. Череда споров привела к тому, что Высший европейский суд признал Airbnb информационным сервисом, который, в отличие от Uber, не определяет плату для клиента и позволяет ему выбирать «поставщика».
Самые жесткие меры в отношении онлайн-платформ действуют на территории Испании. На острове Пальма-де-Майорка туристы могут поселиться исключительно в отдельно стоящих таунхаусах, владельцы которых имеют определенную лицензию. В многоквартирных домах кратковременная аренда запрещена, так же как на части Ибицы и Канарских островов.
В Лиссабоне власти пытаются найти баланс между интересами туристической отрасли и благополучием местных жителей. Для собственников, которые сдают квартиру на короткий срок, вводятся ограничения по длительности. Те, кто сдает недвижимость на долгий срок местным жителям, могут претендовать на доплаты из бюджета.
В 2019 году десять городов написали открытое письмо в Европейскую комиссию с целью добиться регулирования деятельности p2p-платформ. Конкретные меры должны найти отражение в законе о цифровых услугах, который сейчас разрабатывается в ЕС. Airbnb, Booking.com, Expedia Group и TripAdvisor, в свою очередь, заявили о желании развивать рынок с оглядкой на интересы местных комьюнити и анонсировали готовность делиться информацией о сделках и клиентах.
Бизнес Airbnb начинался в 2008 году с того, что Брайан Чески (сейчас гендиректор компании) сдавал в аренду надувные матрасы в своей квартире в Сан-Франциско.
Созданная им онлайн-платформа стала одним из ярких примеров sharing economy. Сегодня на платформе зарегистрировано более 7 млн объектов для аренды, это больше чем суммарный номерной фонд десяти крупнейших гостиничных сетей мира.
Популярность сервиса можно объяснить тем, что легально управлять отелем — сложно и дорого, а сфотографировать свою квартиру и заполнить онлайн-профиль — нет. Компанию обвиняли в том, что она разрушает гостиничный рынок и способствует уходу собственников недвижимости от уплаты налогов. Основатели оправдывались: мы больше похожи на Facebook, чем на Marriott: мы всего лишь «платформа», где регистрируются гости и хозяева, а не поставщики жилья.
Все ради того, чтобы вернуть доверие пользователей и инвесторов. Airbnb — один из пяти крупнейших «единорогов», которые могут разместить акции на бирже. В октябре прошлого года пресса и аналитики обсуждали банкротство Thomas Cook, которое считалось наглядной иллюстрацией революции, произошедшей в тревел-индустрии. Размещение акций Airbnb в момент, когда успех бизнес-модели был очевиден, казалось наиболее вероятным, компанию при этом оценивали в 31 млрд долларов.
IPO было намечено на март 2020 года, но пандемия скорректировала планы и поставила вопрос о том, насколько стабилен сам рынок в период, когда режим изоляции то уходит, то возвращается. Airbnb сократила расходы, привлекла 1 млрд долларов «чрезвычайного финансирования» (под 10 % годовых) и уволила четверть своего персонала (почти 2000 человек).
По мнению аналитиков, для биржевого дебюта время не самое благоприятное: сегмент путешествий наиболее пострадал от коронавируса и карантина, что может остановить потенциальных инвесторов. «Сейчас для Airbnb не самые лучшие времена, — считает инвестиционный банкир Евгений Коган. — В период пандемии p2p-сервисы аренды жилья очень сильно упали, и сейчас у них рисков больше, чем просто негативное отношение городских властей. Дело в том, что они стали очень серьезно конкурировать с компаниями типа Google или Amazon, которые в ответ удорожают трафик Airbnb и подобных ему сервисов».
Однако не стоит забывать, что фондовый рынок переживает бум, вопреки явной безработице и прогнозируемой рецессии. Особенным ажиотажем пользуются бумаги технологических компаний.
«Вопрос в том, какую цену сейчас готов заплатить рынок и на какую согласятся владельцы компании, включая и инвесторов, вложивших в нее 6,6 млра долларов, — говорит аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын. — Некоторые исследователи утверждают, что инвесторы сейчас выбирают одного игрока, который им кажется способным обновить индустрию, и вкладывают в этого игрока столько средств, сколько требуется, чтобы отобрать долю рынка у старожилов. Airbnb — как раз такой игрок, и вряд ли инвесторы согласятся продать его дешево. Примет ли фондовый рынок акции по высокой оценке сейчас, когда стоимость акций американского хайтека (да и российского "Яндекса", к примеру) ставит рекорды? С моей точки зрения — нет, поскольку еще не отыграна идея заработать на ИТ-гигантах, которые гораздо устойчивее».
Тем более что опыт Uber и Facebook говорит о том, что в течение многих месяцев после IPO стоимость акций может падать, прежде чем пойдет в рост. Чтобы рынок начал снова ждать Airbnb, нужно, чтобы сформировалось общее ощущение, что на ИТ-гигантах уже не заработаешь и необходимо идти на более высокие риски.«Пока на глазах растут Amazon, Apple и Microsoft, мало кто будет спешить с вложениями в тревел-индустрию, даже и в онлайне».
Леонид Делицын
Партнер LETA Capital Сергей Топоров уверен, что Airbnb будет вынуждена, как крупный, уже системообразующий игрок, балансировать между запросами путешественников (база которых, по сути, на сегодняшний день — основной рычаг компании и лояльность которых компания удерживает в первую очередь), возвращать доверие хостов и при этом как минимум поддерживать вид социально ответственной компании.
«Конечно, проще всего сказать, что сейчас рынок в упадке, бизнес-модель вдолгую себя не оправдала и оказалась неустойчивой к кризисам (хотя к таким кризисам мало кто готовится), — подчеркивает Сергей Топоров, — но я бы вспомнил, что в бизнес-модель Airbnb мало кто верил с самого начала, что не помешало им стать одним из самых популярных в мире сервисов. Так что, может, и тут выкрутятся и покажут всему миру, кто прав».
По итогам 2019 года компания показала убыток в 674 млн долларов. В феврале, когда над миром уже появилась заря коронавируса, Брайан Чески заявил, что Airbnb добьется успеха, «независимо от экономики».