Акцизный "Боржоми"
В детстве я очень любил коробки из-под кубинских сигар. Сделанные из довольно грубо обработанных деревянных дощечек, с блеклым узором на крышках, они, с моей тогдашней точки зрения, были хороши только одним. Каждая коробка была буквально сверху донизу обклеена разнообразными акцизными, таможенными и прочими марками: с загадочными испанскими надписями, экзотическими зверями, тонкой графикой и штампами, свидетельствующими о тяжелом и длинном пути из Карибского моря в Подмосковье с заездами в Джакарту, Нью-Орлеан и Марсель. Позже я выяснил, что такие коробки покупались непосредственно в Гаване и путешествовали всего лишь "Аэрофлотом" через ирландский Шеннон, где на них никаких штампов не ставили и марок не наклеивали. Многочисленные "знаки оплаты" были всего лишь рекламной уловкой производителей, которых даже Фидель Кастро из уважения к их опыту в маркетинге не стал переводить на прочные рельсы социализма. Фиделя на коробках не было.
Видимо, не один я был мечтательным ребенком. И эксплуатируется любовь к казенным знакам не только в расчете на детскую аудиторию - в конце концов гаванские сигары покупали в основном усатые и неромантические дяди. Но и они попадались на эту старую уловку, и все мы еще не один раз попадемся. Так, на прошлой неделе компания Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW) объявила о том, что для более полной защиты потребителей минеральной воды "Боржоми", производимой компанией, на бутылки будет наклеиваться специальная акцизная марка, подтверждающая, что данная минеральная вода действительно произведена в Грузии и не является подделкой - минерализованной водой мытищинского производства или просто водопроводной влагой, разлитой предприимчивыми эмигрантами-кавказцами для продажи московским любителям минеральных вод. Как заявил в интервью РИА вице-президент GG&MW Бадри Джапаридзе, решение о борьбе с подделками поддержано руководством всех крупных городов, и в первую очередь столичными властями, где эту борьбу контролирует лично мэр Москвы Юрий Лужков.
Однако сомнительно, чтобы грузинские производители действительно верили в то, что "Боржоми" с новой акцизной маркой будет надежно защищен от подделок. Подделки "Боржоми", производимого GG&MW, действительно существуют, однако массового характера этот процесс не имеет. Гораздо более распространены "аналоги": та же минерализованная вода или напитки непонятного происхождения, продаваемые под торговой маркой, по звучанию похожей на слово "Боржоми" (последняя находка: Bor Xqomi; Бог весть, как это читать, но похоже). Фирменный стиль GG&MW они копируют весьма условно, зачастую вода разливается в пластиковые "баллоны" зеленого цвета, которые даже с похмелья не перепутаешь с изящными, защищенными добрым десятком отличительных особенностей прозрачно-белых бутылок настоящего "Боржоми". Тем не менее GG&MW, продающая, по заявлению Джапаридзе, "Боржоми" в Москве на три цента ниже себестоимости, будет лепить на бутылки еще и загадочные "акцизные марки". (Какой, кстати, акциз имеется в виду? До сей поры "Боржоми" не облагался акцизом - в юридическом понимании этого слова.)
Похоже, что мы имеем дело с очередным маркетинговым ходом GG&MW, призванным привлечь покупателя именно экзотикой - акцизными марками, которые пополнят собой список других, не менее загадочных и, кстати, требующих специального поиска особенностей оформления "Боржоми". Чем более загадочным и запутанным будет оформление бутылки, тем сильнее она будет привлекать внимание. Не следует сомневаться, что производители аналогов именитой минеральной воды немедленно отреагируют десятком разновидностей акцизных марок на своих бутылках, а также загадочными штампами, свидетельствами, сертификатами и факсимильными подписями неизвестных, но грозных и авторитетных людей, говорящих с этикеток о неизменно целебных свойствах данного конкретного напитка.
Говорят, в Галиции времен первой мировой войны любой производитель кваса имел выбор: назвать компанию "Иван Васильченко и сыновья" или "Палестинско-Гималайская фирма по производству напитков". Загадочность и экзотические надписи на бутылках и тогда были в цене.
Еще по теме
Владимиру Мельникову принадлежит крупнейший в России бизнес по производству джинсов. Более 80% отечественных джинсовых изделий производится на его фабрике. Ее оборот приближается к $24 млн. Вы ничего не слышали об этом человеке? Видимо, вы живете в Москве. А Владимир Мельников – в Новошахтинске, что под Ростовом-на-Дону.