Альфа-банк дозвонился до оператора

28.02.202418:02

Альфа-банк в 2024 году планирует запустить собственного оператора связи. Эксперты говорят, что возможным партнером будет MVNO-фабрика Tele2 или «Вымпелком», с которым у руководства банка длительные связи. Собственный оператор станет для Альфа-банка еще одним каналом продаж банковских услуг и позволит сэкономить на SMS-рассылках. Однако эксперты сомневаются, что за первый год новый игрок соберет заявленный один миллион абонентов. 

«Альфа-Мобайл» хочет стать миллионером

Согласно данным сервисов по проверке контрагентов, ООО «Альфа-Мобайл» учреждено 20 февраля. Уставной капитал организации — 100 миллионов рублей. 

Представитель банка подтвердил «Ведомостям» создание оператора. Он уточнил, что финансовое учреждение во второй половине 2024 года планирует предложить услуги собственного виртуального оператора связи. За первый год в банке ожидают не менее одного миллиона абонентов, а за три года — как минимум пять миллионов.

В банке не назвали, чья инфраструктура станет базовой для работы виртуального оператора «Альфа-Мобайл». Скорее всего, выбор будет из двух вариантов: либо «фабрика MVNO» Tele2, либо инфраструктура «Вымпелкома» (бренд «Билайн»). Более вероятно, что банк прибегнет к услугам «Билайна» из-за тесных связей с топ-менеджментом Альфа-банка и общих корней (входили в консорциумы «Альфа-групп»/LetterOne), напомнил телеком-аналитик, ведущий Telegram-канала @abloud62 Алексей Бойко.

Tele2 в настоящий момент уже сотрудничает со «Сбером» для работы оператора «СберМобайл» (доступен для подключения в 69 регионах; с февраля 2024 года работает также и с «Мегафоном»), ВТБ («ВТБ Мобайл»; 19 регионов), Газпромбанком («ГПБ Мобайл»; 53 региона), Тинькофф Банком («Тинькофф Мобайл»; банк сотрудничает еще с МТС и «Мегафоном»).

Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-банк», Tele2, «Вымпелком», МТС и «Мегафон» на запрос «Компании» не ответили.

Банк ближе к сети

Собственные виртуальные операторы интересны банкам по целому ряду причин. 

Финансовые организации создают MVNO для повышения степени «привязанности» клиентов к своему бизнесу. «Предлагая услугу мобильной связи по более выгодным тарифам, они повышают лояльность клиентов к банку, форсируют использование ими мобильного банкинга, оплаты услуг через мобильное приложение. Важно отметить, что банк получает больше информации о своих клиентах-абонентах», — добавил Алексей Бойко.

Также оператор используется как дополнительный канал рекламы банковских услуг, выкупа трафика по оптовым ценам, в том числе для SMS-уведомлений, отметил руководитель информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков. 

MVNO-оператор, как правило, перепродает услуги по стоимости выше покупки у базового провайдера.

«Банк может рассчитывать на свою аудиторию благодаря совместному маркетингу. Эту практику активно использовали «Сбер» и «Тинькофф». Их опыт показал, что такая привязка к своей экосистеме работает эффективно», — рассказал аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Подключение к рентабельности

Эксперты затруднились назвать стоимость мобильного проекта Альфа-банка. Существенное влияние на цену в первую очередь окажут масштаб маркетинга и затраты на рекламу, указали эксперты. «Скорее всего, стоимость запуска составит несколько сотен миллионов рублей», — подсчитал Денис Кусков.

Основные расходы перекладываются на подключение. «Главное — проекту выйти на критическую массу в 50 тысяч сим-карт. Преодолев этот порог ориентировочно за 3–4 месяца, проект сможет стать рентабельным», — прогнозирует Эльдар Муртазин.

Заявленного уровня в один миллион абонентов в первый год работы «Альфа-Мобайл» вряд ли достигнет. Вероятен сценарий, при котором будет собрана база из 60–70 тысяч клиентов, считает Кусков. Через два-три года оператор может рассчитывать на несколько сотен тысяч абонентов, что станет для него потолком, предположил Алексей Бойко.

Как показывает опыт конкурентов, взять планку в миллион абонентов за год не удавалось еще никому.

Так, «Тинькофф-Мобайл» был запущен в 2017 году и преодолел отметку в миллион клиентов в декабре 2019-го. В апреле 2021-го у оператора насчитывалось 1,1 миллиона пользователей, которые используют связь минимум раз в квартал. Актуальную информацию по количеству клиентов оператор не раскрывает, но отмечает, что «абонентская база за 2023 год выросла в два раза».

«СберМобайлу», стартовавшему в 2018-м, также потребовалось два года на подключение первого миллиона абонентов.

«ВТБ Мобайл» за первый год работы подключил 240 тысяч абонентов. Актуальную статистику оператор не раскрывает. «Темпы роста числа подключений к сети “ВТБ Мобайл” сопоставимы с динамикой увеличения клиентской базы самого ВТБ. Количество подключений через маркетплейсы выросло кратно. В течение текущего года мы планируем удвоить число регионов присутствия оператора», — рассказал директор по продукту «ВТБ Мобайл» Андрей Баратынский.

WiFi как преимущество

Конкурентным преимуществом нового оператора мог бы стать запуск услуги VoWiFi, которую из всех банковских виртуалов сейчас предлагает лишь «Сбермобайл». С ее помощью можно звонить через WiFi там, где покрытие базового оператора слабое, например с подземных парковок, а также из любой точки мира по домашним тарифам.

В пресс-службе «Тинькофф» указали, что оператор на 2024 год запланировал развитие VoWiFi. Напротив, в «ВТБ Мобайл», работающей по модели Light MVNO, не планируют развивать инфраструктуру для технологии VoWiFi, считая это направление нерентабельным. «Вместо этого компания сосредоточена на улучшении качества услуг для своих абонентов, предлагая им выгодные условия и разнообразные пакеты услуг», — добавил Андрей Баратынский. 

Осведомленность о VoWiFi невысока даже у абонентов «большой тройки», отметил Бойко. Возможно, с восстановлением международного туризма у россиян вырастет интерес к услугам, которые позволяют в отпуске за рубежом не нести дополнительных расходов на связь.