Алгоритмы, медитация и метод Сократа: как нейросеть помогает бороться с депрессией
Стартап iCognito при помощи искусственного интеллекта создает виртуальных психологов для тех, кто не может или не хочет обращаться к традиционной психотерапии. Проект основала Ольга Троицкая, читающая лекции по мировой политике в главных вузах страны. Столкнувшись с депрессией и невозможностью получить адекватную помощь, она открыла собственное дело. Оно призвано сделать психологическую помощь доступной и свободной от стигмы. Ольга Троицкая — героиня нового проекта журнала «Компания» про стартапы «Есть идея».
Мессенджер для тревожных
«В какой-то момент я поняла, что все мои знания, приобретенные во время учебы и работы, оказываются бесполезными в простейших вопросах. Я могу быть суперквалифицированным специалистом, но я не знаю, как успокоить своего ребенка или как выйти из депрессии», — говорит Ольга Троицкая, кандидат политических наук и основательница стартапа iCognito. Три года назад проблемы с депрессией и сложности в отношениях с близкими привели ее в кабинет психотерапевта.
«Это были в том числе известные клиники, но каждый раз вставал вопрос — зачем я туда возвращаюсь? В таких консультациях часто не было ценности, только субъективное мнение без экспертизы. Скорее комментарии на уровне общего здравого смысла. Я долго-долго описываю свою ситуацию, а мне говорят, "приходите еще, мы с этим поработаем"», — вспоминает Троицкая. Неудачи в поисках подходящего специалиста привели ее к идее создать новый формат помощи для тех, кто страдает депрессией. Троицкая начала с идеи массовой психологической диагностики, которая переросла в полноценную программу самопомощи.
«На тот момент у меня был некий трек в жизни — инвестировать в образование и академическую карьеру. Я училась в Англии, потом защитила кандидатскую в России и начала преподавать в вузе. Университетская среда всегда отличалась консерватизмом и размеренными темпами, а мне хотелось найти точку приложения для своей энергии».
Троицкая собрала команду психологов, которые разработали несколько программ самопомощи на основе доказательной когнитивно-поведенческой терапии. Результатом работы стал сервис iCognito, в котором человек может последовательно проходить диагностику и обучаться навыкам психологической помощи. Сейчас iCognito — это три приложения («Анти-депрессия», «Отношения», «Анти-стресс и здоровье»), в которых можно общаться с виртуальными психологами — Лизой, Иваном и Максом. Каждый день они спрашивают вас о том, как вы себя чувствуете, и помогают определить, какой уровень стресса вы испытываете в эту минуту. Если окажется, что он превышает норму, чат-бот предложит вам обратиться к специалисту и пройти программу самопомощи.
«Человек способен решить некоторые психологические проблемы в автономном режиме. Для этого необязательно нужен психотерапевт, необходимы определенные серии упражнений, которые он пройдет сам при помощи чат-бота», — говорит Троицкая. В качестве таких упражнений iCognito предлагает прослушать записи медитаций, начать вести дневники настроения и попробовать некоторые другие практики самопомощи.
Существенный терапевтический эффект возникает от обучения человека работе с собственными когнитивными искажениями (или ошибками негативного мышления). Например, научно доказано, что у человека с депрессией развиваются искажения определенного типа: «я ничего не могу, у меня никогда ничего не получалось» либо «жизнь не имеет никакого смысла, дальше будет только хуже». Или в проблемных парах у обоих партнерах возникают искажения в восприятии друг друга: «она никогда меня не ценила», «он всегда думает только о себе», «у нашей пары нет будущего» и так далее.
Во время психотерапии специалист видит подобные искажения и помогает их переосмыслить (в том числе за счет метода сократического диалога). Это позволяет сделать суждения более объективными, учитывая отрицательные и положительные стороны. К этому можно прийти и в режиме самостоятельной работы, применив определенный алгоритм рассуждения. По сути, чат-бот учит тому же, что и психотерапевты на платных сессиях: проводить последовательную работу с мыслями, эмоциями и поведением.
Перед тем, как начать работу над собственным проектом, Ольга изучила некоторые англоязычные онлайн-программы психотерапии, которые доказали свою эффективность. Оказалось, что их можно перевести на язык алгоритмов и предложить русскоязычной аудитории. Команда iCognito решила пойти по пути зарубежных коллег и провела три научных исследования по трем программам психологической помощи. «Нам было важно доказать, что наши программы работают. Мы набирали две группы участников. Первая три недели изучала книги по самопомощи, а вторая занималась по нашим программам. Эффективность мы сравнивали по результатам опросников, которые замеряли данные на старте исследования и по его завершении. В итоге по всем трем программам мы достигли значимого терапевтического эффекта».
Сегодня на рынке MedTech очень много продуктов, но все они, как правило, представляют собой отдельные инструменты самопомощи, говорит Троицкая. Это сервисы для медитации, дневники настроения или приложения, которые напоминают о том, чтобы вовремя принять таблетки. «Мы же создали автономный механизм самопомощи — не вспомогательный, а самостоятельный инструмент психотерапии», — добавляет основательница стартапа. Человек не всегда может сам распознать проблему, с которой столкнулся, а комплексный инструмент как раз помогает выявить проблему, перед тем как начать с ней работать.
О плюсах и минусах
Сейчас iCognito не ставит перед собой задачу научить бота вести диалоги как психотерапевт. Пока проект ограничивается распознаванием ответов на конкретные вопросы. «Дальше уже вопрос в том, чтобы обучить машину поддерживать контекст», — отмечает Троицкая.
Успех машинного обучения зависит от качества баз данных. Искусственный интеллект легко учится распознавать эмоции на лице человека по набору картинок. Но в текстовой терапии это сделать сложней, так как фактически базой данных здесь является стенограмма сессий клиентов и психотерапевтов. Проблема заключается в том, что в них содержится много деталей. «Если почитать стенограмму — часто это поток сознания, неструктурированная речь. Человек постоянно прыгает от одной мысли к другой, поэтому классифицировать какие-то признаки для распознавания ИИ очень сложно. Еще сложнее разработать адекватный алгоритм работы с теми или иными психологическими состояниями. Вот почему никто до сих пор не придумал продвинутую Алису или Сири-психолога», — добавляет Ольга.
Из этого вытекает главный недостаток такого формата лечения: чат-бот пока не способен поддерживать длительный диалог, общение с ним — механистическое, роботизированное. Пока машина не научится запоминать контексты, виртуальный психолог будет следовать заданному алгоритму. Лиза, Иван и Макс только имитируют живой разговор. Такой формат универсален и понятен каждому человеку, привыкшему общаться в мессенджерах, говорит Троицкая.
«Бот разыгрывает сценарий, заложенный в программе. Если человек хочет отклониться от темы и поговорить о чем-то другом, то он не сможет поддержать беседу», — добавляет она. Однако в этом Троицкая видит и положительные стороны. «Мы изначально закладываем в бота качественные последовательные методики. Человек, хочет не хочет, пройдет эти темы поэтапно и получит адекватную связь. И, что важно, здесь не будет элемента субъективного отношения со стороны специалиста», — добавляет Троицкая.
На случай такого недопонимания в iCognito заложена функция подписки на живого психолога. С ним можно поговорить, если у человека возникают вопросы, на которые не способен ответить бот.
«Технологии продолжают развиваться. Возможно, в скором времени мы научим ИИ выполнять более сложные задачи», — отмечает Троицкая.
iCognito в цифрах
За год приложение iCognito скачали около 25 тысяч раз. Сервисом пользуются в основном женщины (около 80%) в возрасте от 18 до 35 лет. С момента основания стартап привлек 12 миллионов рублей инвестиций. Половина из этой суммы — личные средства основательницы, сообщили в компании. Еще по 3 миллиона рублей выделили фонд «Сколково» и Фонд Бортника. iCognito является резидентом «Сколково».
«Сейчас мы проводим несколько пилотов для изучения рынка, поэтому об устойчивых финансовых показателях пока говорить рано. Продукты до сих пор предлагаются бесплатно (подписка оформляется только на дополнительные техники и услуги) в целях накопления базы текстовых данных для развития искусственного интеллекта», — отметили в компании.
Также к продуктам iCognito проявляют интерес разные категории B2B-партнеров — компании из сферы розничной торговли, кол-центры, телекомы и др. Это происходит на фоне роста популярности корпоративной политики здоровья. «Если у вас крупная компания, где много линейных сотрудников, то вы не может каждому кассиру обеспечить психолога. А это люди, которые ежедневно подвергаются стрессу при работе с большим количеством клиентов. Для таких сегментов наши программы выгодны, и мы готовы занять эту нишу», — отмечает Троицкая.
Сейчас полный доступ к продуктам iCognito по подписке составляет 299 рублей. Для некоммерческих организаций предлагалась отдельная программа — 799 рублей за 3 месяца на одного пользователя. В эту сумму входит сбор и аналитика анонимных данных о здоровье корпоративных пользователей экспертами сервиса.
Психотерапия в России
Депрессии подвержены до 12% населения планеты, отмечает Троицкая. Исследования показывают, что в период пандемии доля людей, страдающих от тревожности и стресса, поднималась до 42%. «В России один из самых высоких уровней суицида, а также разводов. У нас любят говорить об особых семейных ценностях, но статистика — упрямая вещь: люди ссорятся и далеко не всегда умеют поддерживать отношения с близкими. Мы все страдаем от одних и тех же проблем. Вопрос в том, какую помощь мы получаем», — отмечает Троицкая.
На сегодняшний день Россия входит в десятку стран с самым высоким уровнем самоубийств, а также в десятку по числу разводов.
В РФ помощь неадекватна масштабу задач, продолжает она. Люди не ходят к специалистам по ряду причин, в первую очередь потому, что это дорого. Для страны с бедной экономикой и низким уровнем доходов населения психотерапия остается роскошью. «Именно в таких странах созданные нами инструменты будут особенно актуальны. Они дешевые, но не менее качественные, так как выполняют базовую функцию поддержки», — отмечает Ольга.
По словам Троицкой, в России очень низкий показатель приема фармакологических препаратов для психического здоровья. Особенно это заметно в сравнении со странами ЕС, с США и Великобританией, где очень большой процент населения сидят на антидепрессантах и антитревожных препаратах.
Кто-то до сих пор не считает нужным лечиться, потому что психическое здоровье у него ассоциируется с невродиспансерами и тяжелыми нейролептиками. «Человек будет страдать, перессорится со всеми близкими, потеряет работу, но к врачу не пойдет. При этом депрессия хорошо лечится», — добавляет Ольга. Многие не идут к врачу, потому что не знают о своей болезни, списывает все на лень. Уже в первые дни использования приложения «Анти-депрессия» люди чувствуют улучшения, потому что узнают больше о природе депрессии, говорит Троицкая. Уже одно осознание того, в чем заключается проблема и как ее можно решить, приносит многим облегчение.
«Депрессия — это не следствие собственной лени, дурного характера или "неправильности". Это как с гриппом: мы не выбираем, заболеть нам или нет. Это болезнь, которая с вами случилась, и ваша задача — всеми средствами позаботиться о себе. А мы постепенно рассказываем как», — говорит Троицкая.