Али-Баба и сорок конкурентов

08.09.201400:00

Интернет-компания из Поднебесной Alibaba Group, специализирующаяся на электронной коммерции, и прежде всего в сфере b2b, в 2015 г. намерена открыть офис в России. Правда, пока это неофициальная информация: ожидается, что Alibaba объявит об этом после IPO на Гонконгской бирже.

Поклонник Уэлча

Издание Harvard Business Review отмечает, что по своей структуре и организации рабочих процессов Alibaba больше напоминает, например, General Electric, а не Facebook, Google или даже Amazon. Это не случайно: основатель компании Джек Ма (на фото) признавался, что был поклонником Джека Уэлча, создателя GE. Как и Уэлч, Ма не настаивает на единой стратегии или даже "специализации", а позволяет каждому подразделению развиваться в соответствии с собственным графиком и целями. Концерн не диктует решения сверху вниз, а, наоборот, выстраивает стратегию снизу вверх, то есть от подразделений и отделов.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Джулия Вулф говорит, что в компании все строится на конкуренции между отдельными ее подразделениями. Их успех ценится менеджментом выше какой-то единой стратегии развития.

Подобная стратегия отлично вписывается в логику развивающихся рынков, но считается уже устаревшей в США и Западной Европе. Там "разношерстные" конгломераты правили бал в 1990-х, а сейчас на развитых рынках побеждают в основном компании с четкой специализацией.

В то же время источники агентства "ИТАР-ТАСС" сообщают, что Alibaba планирует зарегистрировать российское юрлицо. В настоящее время руководство китайского интернет-гиганта ищет человека в РФ, который мог бы его возглавить. Известно, что Alibaba интересует не экспат, а специалист на российском рынке.

Представитель Alibaba Group Молли Морган не комментирует выход компании на наш рынок, а лишь замечает, что одно из ее дочерних предприятий, онлайн-гипермаркет Aliexpress.com, вышло на рынок РФ в мае 2012 г. и постоянно работает над улучшением сервиса для пользователей из России. Для них внедряют локальную службу поддержки; также добавлена поддержка местных сервисов электронных платежей: WebMoney, "Яндекс.Деньги", Qiwi. К слову, возможность оплачивать товары через "Яндекс.Деньги" пользователи Aliexpress.com получили с 1 июля 2014 г.

Исследование "Яндекса" и GfK показало, что китайская торговая площадка является второй по популярности, после eBay, опережая даже американскую компанию Amazon.

В 2013 г. гипермаркет Aliexpress.com уже нанял нескольких специалистов для работы с российским рынком. Это профессионалы в области развития бизнеса и маркетинга. Руководство китайской компании хочет лучше понимать потребности российских потребителей и особенности нашего рынка. Молли Морган уточнила, что Alibaba продолжит нанимать сотрудников в РФ.


Когда Китай стал тесен

Что такое Alibaba? Экс-гендиректор Apple Джон Скалли заявил, что Alibaba - самая интересная и перспективная на данный момент IT-компания в мире. По данным The Wall Street Journal, совокупный объем транзакций обоих сайтов превысил 1 трлн юаней ($163 млрд). Это больше доходов Amazon и eBay, вместе взятых.

Alibaba Group основана китайским предпринимателем Джеком Ма в 1999 г. Она первой в КНР стала работать на рынке b2b-торговли в Интернете, и ее рост продолжался полтора десятилетия за счет бурного развития онлайн-торговли в стране. Производители техники и других товаров широкого потребления получили возможность через площадку Alibaba.com напрямую находить оптовых покупателей своих товаров, минуя посредников в лице дистрибьюторов.

Alibaba в своем развитии делает ставку на международные рынки: у нее есть офисы в США, Индии, Великобритании, Японии и Южной Корее. На родном рынке компания контролирует 70% всех почтовых доставок. В Alibaba работают 24 000 сотрудников, и это больше, чем суммарная численность персонала Yahoo! и Facebook.

Помимо онлайн-коммерции, Alibaba также владеет платежным сервисом, "облачным" хранилищем, картографическим сервисом и мобильным мессенджером. Но все эти сервисы по преимуществу "добавка" к основному "меню" компании - поставкам товаров. С другой стороны, платежная система Alipay контролирует 70% оборота виртуальных денег в КНР. По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2013 г. доля российских покупателей на принадлежащем Alibaba сервисе Aliexpress.com составила 11%, а на "основном" сайте Alibaba.com - 4,5%. Сегодня РФ стала для Alibaba более значимым международным партнером, чем, например, США и Бразилия.

"Россия сейчас для нас является главной целью, и мы видим постоянный рост продаж в этой стране", - утверждает директор по развитию российского направления Aliexpress Денис Маккавеев. В китайском электронном магазине наших соотечественников интересуют одежда, аксессуары и сумки, обувь, недорогая электроника. Однако хотя в китайской компании и ценят тот факт, что ее пользовательская база в России растет, до сих пор продвижением торговой площадки на нашем рынке никто не занимался. У Alibaba в РФ есть только официальное представительство в социальной сети "Вконтакте", где публикуются новости о распродажах и новых возможностях платформы. Также стоит отметить, что у компании заключены партнерские соглашения с платежными системами Qiwi и WebMoney.

Денис Маккавеев подчеркивает, что главная проблема отечественного рынка - трудности с логистикой. Но китайских бизнесменов это не пугает: еще лет пять назад те же проблемы имелись и в Поднебесной. Поэтому в компании рассчитывают, что через несколько лет доставлять товары в крупные российские города можно будет не только с помощью "Почты России".


Грезы об IPO

В ближайшее время китайская компания планирует выйти на IPO. Деньги, которые она выручит от сторонних инвесторов, ее руководство собирается потратить в том числе и на инвестиции в российский сектор электронной коммерции. Сегодня руководство Alibaba оценивает капитализацию своей компании в $130 млрд, а в ходе IPO рассчитывает продать 12% акций на сумму примерно в $20 млрд. Если это произойдет, то IPO станет крупнейшим за всю историю. Ну а экспансия в РФ начнется потом. Сейчас главный вопрос, интересующий участников российского рынка, заключается в том, станет ли Alibaba покупать какого-то локального игрока или будет создавать "дочку" с нуля, нанимая новых сотрудников и приобретая инфраструктурные мощности - склады, сервера и т.д.

В I квартале 2013 г. на долю России приходилось около 9% от общего количества зарегистрированных пользователей Aliexpress.com, что составляет примерно 750 000 клиентов. Причем их число в сравнении с I кварталом 2012 г. выросло на 460%. В январе-марте 2013 г. на россиян пришлось 43% от общего количества транзакций Aliexpress. Для сравнения: доля граждан США равняется всего 10%. Средний чек российского пользователя магазина - $24.

Кстати, слухи о том, будто Alibaba выйдет на российский рынок, появились еще в 2012 г. Тогда директор по глобальным операциям Aliexpress Лео Шен назвал РФ приоритетным рынком. Возможно, тогда выход на наш рынок застопорился по причине споров за право использования брендов "Алибаба"/Alibaba на территории России. Alibaba Group судится с компанией Holmrook Limited по поводу брендов "Алибаба"/Alibaba, которые зарегистрированы на ее имя. Ранее по иску Alibaba Group суды двух инстанций запретили Holmrook использовать товарный знак истца Alibaba в домене Alibaba.ru.

Владимир Бугаевский, руководитель отдела партнерских отношений Oborot.ru, называет три фактора, побуждающих китайскую торговую площадку смотреть в сторону России. Во-первых, наш рынок e-commerce остается быстрорастущим. Он развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями экономики. Во-вторых, российский покупатель относительно платежеспособен. Третьим фактором привлекательности российского рынка для бизнесменов из Поднебесной эксперт считает хорошую емкость рынка - 145 млн населения.

По мнению Владимира Бугаевского, с приходом Alibaba немного придется подвинуться компании eBay, не так давно пришедшей на наш рынок. Но на российские торговые площадки - "Яндекс.Маркет" и другие - это вряд ли окажет существенное влияние, так как подавляющее большинство наших магазинов доставляет заказы в течение одного-двух дней. Товары же от Alibaba придется ждать минимум две-три недели.


Ставка - на развивающиеся рынки

Пока что Alibaba Group проявляла активность главным образом на азиатском рынке. За 2013 г. компания потратила на свое развитие в Азии $3,5 млрд. В 2010 г. у Aliexpress впервые появился англоязычный интерфейс, а к 2013 г. - русский, испанский, португальский, немецкий и арабский.

На бразильский рынок компания вышла только в январе 2014 г. Alibaba наметила Бразилию в качестве главного приоритета для долгосрочного развития по причине высокой численности местного населения (250 млн, пятое место в мире) и солидной концентрации (7 млн) малых и средних предприятий, основных потребителей этой торговой площадки. У Alibaba.com уже имеется свыше 1 млн зарегистрированных пользователей в Бразилии.

В целом работа на зарубежных рынках приносит компании около 20% выручки. Примечательно, что в самой компании не скрывают, что в первую очередь покрывают рынки, оказывающие сильное влияние на рынки соседних стран. Бразилия является торговым узлом для соседних латиноамериканских государств. "Наша долгосрочная цель состоит в том, чтобы не только охватить всю страну, но и рассматривать ее как новый этап в расширении нашей деятельности в других странах Южной Америки", - подчеркивает Майкл Ли, руководитель подразделения международного маркетинга Alibaba Group.

То же самое и с Россией: выход на здешний рынок способен серьезно подсобить китайскому гиганту в плане освоения рынков всего постсоветского пространства.

По словам совладельца и члена совета директоров Qiwi Бориса Кима, компания Aliexpress может быть заинтересована в открытии локального офиса, чтобы улучшить качество доставки и товаров, ввозимых в Россию. Китайские ритейлеры и платежные системы развиваются очень быстро и по объему товарооборота и платежей приближаются к eBay и PayPal, которые уже вышли на российский рынок. По мнению Бориса Кима, "они могут принять решение о создании представительства, чтобы как минимум не потерять долю рынка на фоне открытия здесь полноценной работы американского конкурента".


Почему Россия?

По данным аналитиков из J'son&Partners, в прошлом году российский рынок электронной коммерции вырос на 23%, его общий объем превысил 2 трлн руб. В российской электронной коммерции преобладает оплата услуг, но быстрее всего растут продажи в интернет-магазинах. Средний покупатель тратит в онлайн-магазинах 25 575 руб. в год.

"Сегодня в РФ доля онлайн-торговли, объем которой оценивается в среднем в 400 млрд руб., в общем обороте розничной торговли составляет менее 2%. К 2016 г. объем этого рынка может возрасти в 2-2,5 раза. При этом объем интернет-торговли способен достичь 3,5-4% от общего объема розничного товарооборота", - поясняет аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин.

Однако и конкуренция на нашем рынке очень высока. По информации аналитиков из компании InSales, в 2013 г. в Рунете работало около 39 000 интернет-магазинов, что на 20% больше, чем в 2012 г., а их суммарный оборот составил 470 млрд руб. - за год сегмент вырос на 34%. При этом большинство магазинов "толчется" на небольшой площадке: на Московский регион приходится около 40% всех покупок.

В J'son&Partners говорят, что пока только 10% всех покупок, совершаемых россиянами в Интернете, приходится на иностранные торговые площадки. Россияне покупают там в основном одежду и обувь.

В 2014 г. торговля из-за общего экономического спада идет не слишком активно. Например, один из крупнейших интернет-магазинов Ozon.ru в 2013 г. вместе с выручкой увеличил и чистые убытки (до 620 млн руб.). В прошлом году Ozon.ru нарастил выручку на 1 млрд руб. (с 6,4 до 7,4 млрд руб.), при этом убыток компании вырос с 610 млн руб. в 2012 г. до 619,7 млн руб. (данные из базы "СПАРК" по ООО "Интернет решения").

Похожая ситуация и у других крупных магазинов. Выручка "Сотмаркета" в прошлом году выросла всего на 2%, до 2,8 млрд руб., но вот прибыль в объеме 18,8 млн руб., полученная в 2012 г., сменилась убытком в размере 70,1 млн руб. Чистые убытки магазина Enter.ru в 2013 г. удвоились (до 4 млрд руб.).

Эксперты связывают такое положение вещей с двумя трендами. Во-первых, крупные интернет-магазины активно инвестируют в свое развитие и рост товарооборота, откладывая прибыль "на потом". Во-вторых, на рынке увеличивается конкуренция со стороны небольших площадок электронной торговли.

По мнению аналитиков, китайская торговая площадка будет соперничать в первую очередь не с онлайн-гипермаркетами, а с площадками поменьше, зарабатывающими на перепродаже китайского товара в России. Вот их планы Alibaba по выходу на наш рынок способны сильно огорчить.

Иван Кургузов из Oborot.ru подчеркивает, что пока Alibaba не удалось "отъесть" заметную долю у местных игроков ни на одном рынке за исключением родного, китайского. "Но важно понимать, что в ряде стран (в том числе в России) заметная доля продаж eBay - это товары из Китая. И вот эту долю Alibaba может "отъесть", - подводит итог эксперт.


Константин Шиян