Алкоголь навынос

Компания «Винный мир», крупнейший импортер вина, объявила о прекращении своей деятельности. «До Нового года мы намерены продать марку «Винный мир» кому-нибудь из ритейлеров или поставщиков алкоголя», – сообщил Кирилл Толмачев, член совета директоров компании International Logistics Systems (ILS), дочерней структуры «Винного мира». Свой бренд «Винный мир» оценил в 3 млн евро.

Теперь владельцы компании планируют сосредоточиться на логистической деятельности. Сотрудники «Винного мира» перейдут в ILS, которая была создана еще весной этого года. ILS занимается всеми вопросами легализации алкоголя. По словам Толмачева, ILS уже нашла английского инвестора, который намерен вложить в развитие инфраструктуры логистической компании 40 млн фунтов стерлингов.

«Перепрофилирование импортера в логиста – ноу-хау для российского винного бизнеса», – подчеркивает вице-президент Ассоциации участников рынка алкоголя Игорь Рыжов. Придумать такое владельцев «Винного мира», по их словам, заставил закон «О государственном регулировании оборота спирта и спиртосодержащей продукции», отменивший лицензию на оптовую торговлю и импорт вина. «Теперь завозить алкоголь в Россию может любая, в том числе и иностранная компания. Четко отлаженной логистики и опыта работы с таможней у новых игроков нет. Мы способны предоставить им комплекс услуг на аутсорсинге. Это гораздо выгоднее, чем просто конкурировать с другими поставщиками», – говорят представители ILS.

Между тем решение полностью сосредоточиться на логистике владельцы «Винного мира» наверняка приняли под влиянием алкогольного кризиса. «Логистическая деятельность существенно снижает собственные риски», – отмечает аналитик компании «Метрополь» Михаил Красноперов. Теперь компании не надо изыскивать средства для закупок товара и содержать сбытовое подразделение. Отныне рисковать деньгами будет не сам поставщик, а его клиенты.

По оценкам экспертов, «Винный мир» контролировал 12,8% рынка импортного вина (в натуральном выражении). «Более половины оборота компании приходилось на молдавскую продукцию. После запрета на нее рыночная доля «Винного мира» сократилась почти в два раза. Отвоевать свои позиции, оставаясь импортером, компании было бы очень сложно», – считает аналитик «Финама» Владислав Кочетков.

Впрочем, занявшись логистикой, владельцы «Винного мира» рискуют потерять часть клиентов и еще больше сдать свои позиции. «Теперь надо вносить 100-процентную предоплату за услуги ILS и ждать, пока компания доставит заказанный товар. Такая система устроит далеко не каждого», – говорит один из старых клиентов «Винного мира». Недовольство, правда, разделяют не все. «Мы согласились на новые условия «Винного мира». При дефиците алкоголя любой импортный товар раскупается моментально, поэтому полная предоплата нас не смущает», – заявил Николай Комаров, пресс-секретарь сети магазинов «Азбука вкуса».

Импортеры отнеслись с сомнением к ноу-хау «Винного мира». «Мы тоже способны оказывать услуги по логистике, однако не собираемся полностью отказываться от торговых операций. Ведь торговля вином все еще остается более доходным бизнесом», – сообщил представитель одной из компаний-импортеров. Между тем аналитики не исключают, что в скором времени примеру «Винного мира» могут последовать и другие импортеры. А это означает, что передел рынка импортного алкоголя продолжится.