Алкогольная независимость
18.06.200100:00
Наливай да пей
Небольшие продовольственные магазины уже ощутили прессинг со стороны сетей супермаркетов. Десятки маленьких магазинов уже закрылись. Более уверенно чувствуют себя «нишевые» торговые точки. Владельцы магазинов, торгующих алкоголем, считают свое положение стабильным и говорят о солидных доходах. Правда, все больше в будущем времени. Выгодность розничной торговли алкогольными напитками не перестает быть очевидной. Сегодня продажей алкоголя занимаются около 3,5 тыс. столичных торговых предприятий. При этом магазины, сосредоточившиеся почти исключительно на «горячительных» товарных позициях, становятся все заметней. По данным маркетинговой компании AC Nielsen Russia, за последние два года количество столичных магазинов, реализующих алкоголь, заметно увеличилось (за это же время незначительно возросло или практически не изменилось лишь число магазинов, торгующих детским питанием или товарами для детей, а также магазинов, продающих товары для домашних животных. – См. диаграмму). Увеличение числа винных магазинов и специализированных секций аналитики связывают с ростом и развитием рынка алкоголя в целом и, главным образом, с развитием и «усложнением» рынка вина, что подтверждается ростом продаж в секторе premium. Импульс массовому росту алкогольных магазинов дало постановление столичных властей «О дополнительных мерах по обеспечению контроля за оборотом алкогольной продукции», считает Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации. Этот документ, появившийся на свет в октябре 1998 года, запретил оптовую и розничную реализацию алкоголя (кроме пива) на территориях рынков и ярмарок. В Москве примерно полтора десятка крупных магазинов, выбравших своей специализацией торговлю алкоголем. Оборот одной такой торговой точки может достигать $13 – 15 млн в год, но не поднимается выше этого уровня. Активнее других освоением ниши сейчас занимается компания «Арома-Маркет», владеющая сетью винных супермаркетов «Ароматный мир». Начав в конце 1998 года с магазина cash & carry, сегодня «Арома-Маркет» имеет десять супермаркетов площадью от 500 кв. м до 2100 кв. м и до конца года планирует довести количество магазинов и специализированных отделов в больших универсамах и супермаркетах до 35. Организацией в Москве 100 новых фирменных магазинов на выделенные «Росспиртпромом» средства займется ТД «Кристалл». До сих пор у московского завода «Кристалл» было два фирменных магазина, которые располагались на территории предприятия. «Остальные торговые точки с этими названиями не имеют к нам никакого отношения, – говорит Павел Жердев, и.о. гендиректора ТД «Росспиртпром». – Но сейчас мы будем проводить ревизию. В магазинах с именем «Кристалла» должна продаваться только продукция «Росспиртпрома». Площадь каждой торговой точки составит около 100 кв. м». В мае свой первый фирменный магазин с названием «Шестой океан» открыла группа предприятий «ОСТ» из подмосковной Черноголовки. Как заявляют в компании, до конца года в столице и Подмосковье начнут работать еще два магазина, а на следующий год запланировано открытие еще десяти супермаркетов. «Конкуренция будет только расти: мы работаем со многими импортерами, и чуть ли не каждая компания планирует открыть собственные винные магазины», – рассказывает Максим Кощеенко, коммерческий директор компании «Эрнан», которой принадлежит сеть супермаркетов «Азбука вкуса», куда также входят и два винных бутика «Коллекция вин». По сведениям «Ко», подобные планы имеются у компании VinLund. Намерение создать свой винный бутик есть и у ТД «Русьимпорт». Однако, как считает начальник отдела маркетинга компании Александр Униговский, уже существующие проекты пока носят преимущественно имиджевый характер. «Сложно представить, что магазин, торгующий исключительно дорогим алкоголем, сегодня будет рентабельным. У нас еще не сложилась культура потребления хорошего вина, а у населения недостаточно средств на его покупку. Другое дело, когда параллельно в магазине выставлены «ходовые» позиции, на которых делается оборот, позволяющий существовать дорогой части ассортимента», – говорит Униговский.Клиент созрел
Как утверждают в «Эрнане», «Коллекция вин» изначально некоммерческое предприятие, существующее благодаря «Азбуке вкуса» и – кстати, не в последнюю очередь – алкогольным секциям, которые составляют до одной пятой оборота супермаркетов. «Такова специфика, – говорит Максим Кощеенко. – здесь можно весь месяц работать «в ноль», а потом приходит один человек и делает крупную покупку». Тем не менее в феврале компания открыла на Новинском бульваре вторую «Коллекцию вин» и, по прогнозам коммерческого директора «Эрнана», до конца года оборот винных бутиков может увеличиться на 15 – 20%. Ожидать ежедневной выручки от работы небольшого винного бутика или даже сети («Эрнан» планирует открыть еще два винных магазина) пока еще рано. Руководство ТД «ОСТ-Алко» отказалось от организации чисто «алкогольного» проекта именно по этой причине. «Мы не рассматриваем возникшее розничное направление как инструмент увеличения продаж. Скорее этот бизнес призван придать большую устойчивость всему холдингу», – говорит Владимир Иванов, коммерческий директор ТД «ОСТ-Алко». По словам Иванова, «Шестому океану» нет смысла конкурировать с «Ароматным миром» – масштабы не те. Алкогольная секция «Шестых океанов» будет занимать менее одной пятой ассортимента, а продукция от ТД «ОСТ-Алко» составит всего порядка 10 – 15% алкогольных наименований. Максимальную выгоду из торговли исключительно алкоголем и сопутствующими ему товарами старается извлечь, пожалуй, только «Арома-Маркет». Исходя из этого строится ассортиментная и ценовая политика открывающихся в Москве винных супермаркетов. Хотя в каждом магазине есть специально оборудованные VIP-залы для элитных вин и коньяков, основная часть оборота делается на сравнительно недорогих грузинских и молдавских винах и коньяках. Пей – не хочу Видимых поводов для беспокойства у компаний вроде бы нет. Однако, по мнению аналитиков AC Nielsen Russia, делать на этом основании фундаментальные выводы и долгосрочные прогнозы несколько преждевременно. По данным агентства, с мая прошлого года по январь нынешнего рост числа винных магазинов в Москве составил всего 4%. С прогнозами относительно дальнейших перспектив затрудняется и Вадим Зуйков: «Сказать что-то конкретное достаточно сложно. Сегодня специализированные сети – тот же «Ароматный мир» – выигрывают за счет меньшей, чем в супермаркетах, наценки. Но если, допустим, Metro реализует все заявленные планы (за шесть ближайших лет германская сеть намерена открыть в Москве девять магазинов cash & carry. – Прим. «Ко»), то у специализированных магазинов появятся серьезные проблемы. Им будет трудно конкурировать с ценами Metro». Неизбежное ухудшение позиций специализированных магазинов в связи с растущей популярностью формата супермаркета и появлением в Москве западных сетей не пугает «винных» ритейлеров – по мнению собеседников «Ко», на рынке для них в любом случае останется достаточно места и платежеспособных клиентов. Об этом же, кстати, свидетельствует и опыт европейских стран. Место для «магазинчика за углом» находится даже в тех странах, где на сетевую торговлю приходится до 80% розничного товарооборота. «Покупатели начинают разбираться в спиртных напитках, им уже неинтересно покупать первую попавшуюся бутылку в супермаркете, – считает Максим Кощеенко. – Их интересуют конкретные наименования, профессиональные консультации. В походе за вином появляется элемент развлечения». Впрочем, за то, чтобы покупатель достойно реализовал свое право выбора не в секции супермаркета, а в винном магазине, их владельцам еще придется побороться. По некоторым оценкам, до 80% прибыли алкогольных отделов делают всего 20% покупателей. Для винных бутиков процент постоянных клиентов должен быть на порядок выше: вряд ли можно приманить к себе большое число клиентов ассортиментом, ограниченным преимущественно сектором premium,. Значительная их часть уже «освоена». На то, чтобы набрать себе оставшихся потенциальных преданных покупателей, у компаний остается не так уж много времени.